Удивительный факт- такое спецсредство, как наручники (они были приняты на вооружение правоохранительными органами в 1962 году), длительное время наряду с резиновой палкой оставалось, по сути, невостребованным.
Почему? По всей видимости, сказывалась советская идеология, в основе которой главенствовал следующий тезис: наш милиционер в отличие от ихнего хвалёного полицейского вполне способен лишь за счёт своего авторитета (без всяких там подручных средств) поставить на место любого правонарушителя! И даже задержать его! Собственно, так оно и было: постовые милиционеры и участковые могли рассчитывать только на свои силы и авторитет милиции. И ведь это работало ещё почти два десятка лет!
К слову сказать, сами правоохранители в те годы не горели особым желанием связываться с доселе невиданными средствами. Во-первых, менталитет советских милиционеров никак не соотносился с этим чуждым для нашего общества явлением, а главное- их применение жёстко регламентировалось инструкцией, и незаконное использование (особенно, резиновой палки) влекло за собой серьёзную ответственность. Поэтому и те, и другие в большинстве своём чуть ли не до 80-ых пылились мёртвым грузом в дежурных частях и выдавались крайне редко - начальство распорядилось убрать их от греха подальше...
Что там говорить, если даже некоторые заступающие в наряд сотрудники старались не брать табельное оружие! Без него было спокойнее: в случае необходимости всё равно редко кто решался на его применение, а вот потерять или лишиться Макарова в результате нападения- это представлялось вполне реальным. В лучшем случае, им был вооружён лишь старший наряда. Так что, советские милиционеры зачастую выходили на службу практически безоружными, предпочитая брать преступников голыми руками. Неудивительно, что практические навыки применения табельного оружия и спецсредств у сотрудников были крайне слабыми.
Казалось бы, наручники представлялись идеальным вариантом для мгновенного ограничения движений рук правонарушителя: снять их практически невозможно, кровоток они не останавливают, быстро фиксируют- в общем, что и требуется милиционеру. Однако же (вспоминаю свою службу в ППС в конце 70-ых), мы продолжали в качестве спецсредств использовать подручные анахронизмы- верёвку (бечёвку) и брючный ремень, с которыми приходилось изрядно повозиться в случае связывания.
Помню, как на разводах нарядов командиры неизменно проверяли наличие верёвок в наших карманах. Их не выдавали, а каждый изготавливал самостоятельно, на свой «вкус и цвет». Она должна была быть длиной около двух метров- с учетом возможного роста и гибкости связываемого. Командиры не утруждали себя отработкой приёмов связывания, поэтому приходилось пользоваться советами бывалых ветеранов, чьи верёвочки-бечёвочки прошли «огонь и воду» и по праву заслужили сегодня считаться музейными экспонатами...
Как вариант (при отсутствии верёвки), применялось связывание ремнём- своим или нарушителя. По сути, из него можно легко было сделать нечто подобное наручникам.
Для этого ремень вдевался в пряжку, как при застегивании на брюках, и затягивался. При этом появлялась петля (по размерам чуть больше запястья), и рука связываемого отправлялась в эту петельку. Оставшаяся часть ремня складывалась восьмёркой, а его конец продевался в пряжку, но уже с другой стороны. После этого оставалось сделать оборот ремнём вокруг получившейся восьмёрки и снова продеть его в пряжку.
Подобный вариант подходил, когда руки находились за спиной и кисти тыльными сторонами были сложены друг к другу. При доставлении задержанного на транспорте связывание рук происходило в положении спереди. Но тут за ним нужен был глаз да глаз, ибо оставленный без контроля он с помощью пары движений (одной рукой от себя, другой на себя) легко мог вытащить нижнюю петлю зубами и создать ненужные проблемы милиционерам.
К тому же, если ремень или верёвка чрезмерно затягивались, то к моменту доставления существовали опасения за сохранность кисти (были случаи ампутации), поэтому в критической ситуации затянутый ремень приходилось резать.
Некоторые милиционеры от случая к случаю практиковали вариант связывания рук верёвкой за шеей, при котором любые попытки задержанного к освобождению приводили бы к его самоудушению. Сами понимаете, - это была игра на грани риска...
Меня, молодого сотрудника, поражал этот универсализм в использовании любого ремня и схожих с ним подручных средств с пряжкой в виде «ушка» (собачий поводок, ремни от радиостанций и т.п.)- их выгодно отличали простота и надёжность затягивания петли, невозможность связанного самостоятельно её распустить и, наоборот, лёгкость постороннего по снятию.
Не многие нынешние сотрудники полиции знакомы с ещё одним экстравагантным «спецсредством» для связывания- обычным галстуком! Тут лишь требуется быстренько его снять, натянуть петлю галстука на две руки противника, расположенные параллельно друг другу, а затянув петлю, развести концы галстука в разные стороны и завязать их снизу «восьмёркой». Потренируйтесь, вполне может пригодиться!
Уверен, что сегодняшние полицейские, привыкшие к комфортным наручникам, даже представления не имеют- как можно быстро и правильно связать нарушителя. Их этому просто уже не учат! А жаль...
Читайте мои предыдущие публикации на канале:
Уважаемые читатели! Дайте свою оценку публикации, поделитесь ею в соцсетях и рекомендуйте друзьям! Проявляйте уважение к автору и друг к другу, воздерживаясь от откровенных оскорблений, хамства и мата в комментариях (буду блокировать)!