Найти в Дзене
Музейные наблюдения

Музейная профессия: хранить историю

Основной задачей любого музея является сохранение предметов прошлого. Хранитель — одна из самых важных профессий для любого музея, вне зависимости от его профиля. Именно хранитель отвечает за то, чтобы уникальные свидетельства прошедших эпох дошли до новых поколений. Рассмотрим подробнее, кто такой хранитель и чем он занимается.

Из личного опыта работы в музейных фондах: подготовка предметов к отправке на выставку. Это одна из задач хранителя. Рабочий стол со специальным покрытием и перчатки - непременные атрибуты фондовой работы.
Из личного опыта работы в музейных фондах: подготовка предметов к отправке на выставку. Это одна из задач хранителя. Рабочий стол со специальным покрытием и перчатки - непременные атрибуты фондовой работы.

Это, пожалуй, одна из самых незаметных для рядового посетителя музейных профессий. Мы редко задумываемся, кто и как отвечает за то, чтобы экспонаты в зале не портились под воздействием времени и неблагоприятных условий. К сожалению, старение — необратимый процесс даже у самых прочных предметов. Старение ведет к разрушению. Его нельзя предотвратить, но можно замедлить. Именно этим и занимаются хранители.

Хранитель отвечает не только за предметы, выставленные в залах музея, но и за фонды. Обычно в музеях работает несколько хранителей, каждый из которых заведует своим фондом. Есть также главный хранитель, руководящий их работой.

Хранитель — внимательный и опытный сотрудник, специализирующийся на определенной тематике. У него отличная зрительная память: он знает местонахождение каждого предмета в своем фонде, помнит мельчайшие повреждения и особенности каждого из предметов, знает всё о материалах и техниках изготовления, а также о создателях предметов.

Хранитель внимательно осматривает предметы, выявляет повреждения, определяет необходимость реставрации. Он также готовит предметы к отправке на выставку и может даже отказать в выдаче предмета, если посчитает, что перевозка или экспонирование могут привести к серьезной порче или даже утрате предмета. Поэтому большое значение уделяется режимам хранения предметов, ведь малейшие колебания температуры или влажности могут оказаться губительными.

Работать с предметами нужно очень аккуратно. Обычно хранители надевают перчатки, чтобы не повредить и не испачкать ценный экспонат.

Еще хранитель занимается экспертизой предметов и приемом новых поступлений в собрание музея. Так, купленная музеем картина, внимательно изучается хранителем, прежде чем попасть в основное собрание. Необходимо подготовить документы, провести экспертизу, при необходимости — реставрацию. Хотя сам хранитель, как правило, не занимается реставрацией, он составляет рекомендации по работе для коллег-реставраторов.

Немаловажной задачей хранителя является научная работа: новые данные исследований, уточнение атрибуции предметов, распознание подделок и выявление уникальных подлинников — всё это возможные темы для научных статей. Хранители также участвуют в составлении музейных каталогов и путеводителей.

Иногда хранители могут даже водить экскурсии. Проведение экскурсий не является их основной задачей, но периодически приходится работать и с посетителями. Например, в открытом хранении, где обычные музейные экскурсоводы, как правило, не работают. Или если необходима консультация для коллег из других музеев. Но это исключительные случаи.

Хранитель всегда несет ответственность за предметы своего фонда. Если хранитель увольняется, он обязан передать фонд своему преемнику. В преемники обычно выбирают сотрудника того же фонда, проработавшего в музее несколько лет и хорошо разбирающегося в основах профессии.

Как видим, работа хранителя требует большого объема знаний как исторических, так и технических. Например, для работы с живописью необходимо образование искусствоведа, глубокие знания конкретного исторического периода, в котором жил и работал художник, но так же важны и технические знания: материалы, состав красок, особенности их нанесения, манера письма и т. д.

Необходимо также разбираться в методах реставрации, техническом оснащении фондов, знать условия хранения материалов. Конечно же, всё это приходит с опытом. Именно поэтому музеи предпочитают устраивать на должность хранителя тех сотрудников, которые уже проработали достаточно долго, чтобы успеть на практике освоить азы хранительской работы.

А что вы думаете о работе хранителя? Хотели бы почувствовать себя «главным по коллекции»?