Режиссёр жил с этой болью несколько лет, пока наконец в Московском драматическом театре на Перовской ему не удалось реализовать мечту своей жизни ― показать на сцене как жили и погибали в 90-е его друзья, одноклассники, те, кто остался далеко в прошлом, на малой родине.
― Мне повезло, ― говорит ведущий актёр театра Михаил Малинин, он же режиссёр постановки «Боль», которой театр завершает свой 34-й сезон. ― В моей жизни появился театр и занял в ней пустоту ― время, мысли, пространство, да всё. Эта пьеса олицетворяет два моих мира: мир, из которого я выбрался, и мир, в который я пришёл. Роль Глеба ― это моё прошлое, до 17 лет. Как только я приехал в Москву, поступил в театральное училище, жизнь моя изменилась. Открылся новый мир. Я узнал, что такое искусство, книги, музеи.
Почему пьеса и спектакль сегодня могут быть актуальными? Ведь время колокольчиков прошло, люди другие ― и внешне, и внутри, хотя до сих пор слушают Башлачёва и Янку… Зачем ворошить и бередить? Режиссёр уверен, что и у современных людей много проблем:
― Несчастная у нас страна. Поэтому сверхзадача постановки такая: чтобы человек посмотрел спектакль и прочувствовал чужую боль, как свою, но вышел из театра и понял, что у нас-то не всё так плохо, позвонил жене и детям. Пьеса Василия Сигарева называется «Фантомные боли». Но называние спектакля «Боль», потому что я делаю акцент на другом герое, на том, кто проходит путь от добровольного падения в эту грязь до желания изменить ситуацию, помочь тому, кто живёт с фантомными болями (потеряв родных и близких, как часть себя). Может быть, не всё ещё прочиталось на премьерном показе. Но работа над спектаклем премьерой же не заканчивается, ― говорит Михаил.
Специально для достижения нужного состояния у зрителей действие было перенесено с привычных подмостков в другое пространство. Мёртвые трамваи, с которых снимали годные детали, как органы, охранялись сторожами. Для них-то и был приспособлен один из вагончиков, которым на время спектакля стал… театральный буфет. Картинка перед глазами была до ужаса знакома. То самое прошлое, о котором и мне есть, что вспомнить. Но тут история трагическая: в одном уральском городе на кладбище трамваев случилось то, повторения чего никто никогда не желал бы.
Ты глубже проникаешь в тему, когда зритель почти один на один с артистами, с героями, которые вовлекают тебя в действо пристальным взглядом и прямым вопросом. За нравственным падением каждого героя кроется возможность духовного очищения посредством постижения чужой боли.
― Сам я не режиссёр. Но очень люблю эту пьесу, горю ею, ― рассказывает Михаил, энергично размахивая руками и не скрывая счастливых глаз. ― В моей жизни была попытка поставить эту пьесу в другом театре, но события сложились так, что пришлось уйти из театра. В театре на Перовской осуществилась моя мечта. За это время я понял, что в пьесу нужно включать некоторые моменты, которые усилят эффект. Например, двухкамерный холодильник, которые в 95-м году только появились в продаже. Дефицит! И этот дефицит стоит в вагончике на кладбище старых трамваев! Потом, в 100% из ста героиню представляют как сумасшедшую. Но она не сумасшедшая! Она бы лежала в психбольнице. И у нас она не раздевается. В этом сила пьесы.
Всё. Ни слова больше. Сегодня этот спектакль пройдёт на Перовской улице, д. 75. Приходите.
Анжелика ЛУКИНА, фото предоставлены театром
Спасибо, что прочитали до конца! Для меня как автора это важно. Если текст понравился, не пожалейте лайк и подписывайтесь на канал "Культурная карта". Предложите свою точку для карты. Приглашения пишите в чате.