Найти в Дзене

Новый закон о реформе аудита. Реакция на закон малых аудиторских организаций

Оглавление

Изменения в закон об аудиторской деятельности были внесены на рассмотрение в Государственную думу еще в сентябре 2017 года, и только в июне 2021 года закон принят в третьем чтении.

Меня зовут Наталья Шибалкина, я директор аудиторской компании ООО «Радар-Консалтинг», которая работает на рынке аудиторских услуг с 1998 года, по масштабам своей деятельности компания является типичной московской аудиторской компанией.

Три года назад изменения в закон, которые планировались к принятию, воспринимались, как «приговор» малым аудиторским компаниям, никто никогда не скрывал, что реформа аудиторской деятельности направлена в том числе на то, чтобы сократить численность аудиторов и аудиторских организаций.

В настоящее время, я, как директор, малой аудиторской компании смотрю вполне уверенно в будущее своей компании, в какой-то степени благодаря этой реформе аудиторской деятельности.

Что нового в этом законе?

В новом законе предусматривается создание и ведение двух новых реестров аудиторских организаций:

  1. Реестр будет вести Банк России;
  2. Реестр будет вести Федеральное казначейство.

Аудиторские организации, находящиеся в реестре Банка России, будут иметь право аудировать общественно значимые организации на финансовом рынке.

Аудиторские организации, находящиеся в реестре Федерального Казначейства, смогут оказывать услуги публичным акционерным обществам, госкорпорациям, госкомпаниям, публично-правовым компаниям, организациям с долей государства не менее 25%, иным юридическим лицам, обязанным раскрывать отчетность.

Требования к аудиторским фирмам

Соответственно, новый закон вводит требования для включения в эти два реестра, предъявляемые к аудиторским организациям по численности штатных аудиторов.

Например, чтобы включиться в реестр Банка России, численность штатных аудиторов в аудиторской компании должна быть до 1 января 2023 года не менее 7 (семи) штатных аудиторов, а после этой даты - не менее 12 (двенадцати).
Для включения в реестр Федерального Казначейства аудиторской компании необходимо обеспечить численность штатных аудиторов до 1 января 2023 года не менее 3 (трех), а после этой даты - не менее 5 (пяти).

Как эти изменения в законе отразятся на деятельности малых аудиторских компаний?

На деятельность нашей аудиторской компании эти изменения не отражаются, потому что изменения в законе касаются аудита сектора экономики, в котором мы не оказывали аудиторские услуги и не планировали оказывать в будущем.

Решение о создании новых двух реестров для ведения Банком России и Федеральным казначейством, даже позволило нам свободно вздохнуть, потому что новые требования по штатной численности в аудиторской компании, мы надеемся, не будут касаться других аудиторских организаций, которые являются членами СРО ААС и продолжают работать в других секторах экономики.

Как эти изменения обеспечат независимость аудита самого Банка России и его дочерних организаций?

Этот вопрос был одним из главных препятствий в 2018 году для принятия нового закона по реформе аудита, потому что Банк России, а также организации, в которых Банк России является акционером или участником, подлежат обязательному аудиту.

В новом законе появились нормы, согласно которым в компетенцию Национального финансового совета - коллегиального органа ЦБ РФ, формируемого из представителей регулятора, парламента, президента, правительства - будет входить оценка независимости аудиторских организаций при их выборе для проведения аудита как ЦБ РФ, так и организаций, доля участия Банка России в капитале которых превышает 50%.

Закон вступит в силу с 1 января 2022 года, но предусматривается поэтапное введение в действие ряда его норм.

В заключении, хочется сказать, что реформа аудиторской деятельности, которая проводится новым законом, не так сильно повлияет на деятельность аудиторских организаций, как на вопросы независимости аудита Банка России и его дочерних организаций.

С какой целью регулирование аудиторской деятельности и ведение реестра аудиторских организаций надо было забирать от Минфина России и передавать Банку России и Федеральному казначейству остается без ответа.

Спасибо, что дочитали статью до конца.

Заявки на аудит подавайте на сайте аудиторской компании.