Александр Владимирович Колчин получал специальность на кафедре транспорта и хранения нефти и газа, кандидатскую диссертацию написал по двум специальностям: транспорт и подготовка нефтепродуктов. Научным руководителем был профессор кафедры ТХНГ Геннадий Евгеньевич Коробков, и много внимания его работе уделил заведующий кафедрой ТХНГ Борис Николаевич Мастобаев. Работает Александр, как все уже догадались, на кафедре ТХНГ.
Вне университета А. В. Колчин провёл только год, когда стажировался в институте катализа Сибирского отделения РАН им. Г. К. Борескова. Там занимался первой частью диссертации. А вторую часть писал, совмещая преподавание с производственной деятельностью в компании «НПП ОЗНА Инжиниринг». Кстати, разработка из диссертации Александра была реализована там «в железе». О том, как стать преподавателем ТХНГ и о преподавательской жизни рассказывает один из лучших молодых преподавателей УГНТУ 2020 года в своём небольшом интервью ЗаНК.
— Мне это интересно, — говорит Александр. — В университете очень большие возможности общения с различными представителями как моей отрасли, так и смежных. Мне кажется, если работаешь чисто на производстве, то зацикливаешься на одном каком-то конкретном направлении, развиваешься как очень узкий специалист и, по сути, у тебя ограничен рост. Мне хочется получать знания не только в одной сфере, но и в других — сопутствующих.
— Часто сталкиваюсь с высказываниями, что преподаватели в вузах оторваны от реальности. Ваши слова идут вразрез с таким мнением.
— У человека, прежде всего, должна быть предрасположенность к преподаванию, где бы он ни работал. Уметь доносить информацию до студентов — это отдельное искусство . Бизнес-лидер изначально общается с людьми, которые «хоть что-то в этой сфере знают» или ещё хуже «делают вид, что хоть что-то знают». А за нами целые научные школы. К нам приходят студенты, которые получают знания с нуля, именно в той, довольно сложной, дисциплине, которую мы преподаём. Преподавать должен человек, у которого есть знания, есть желание и есть способности к этому. Не у каждого лидера есть такой набор качеств.
— Что больше нравится: заниматься наукой или преподавать?
— Не могу сказать однозначно. Наверное, заниматься наукой с интересующимися студентами — в ходе изучения дисциплины давать дополнительные задания, подключать учащихся к решению неординарных задач. Это очень интересно. Студент вводится в несколько незнакомую сферу действия, где он работает с новой информацией, новыми знаниями. Просто преподавать, доносить знания тоже очень интересно. Но гораздо большую отдачу от работы можно получить, именно занимаясь наукой. Обычно в учебных группах сохраняется такое деление: часть студентов приходят только ради диплома; часть студентов — ради получения определенных знаний, которые потребуются им в работе по этой специальности (это достойная задача); и лишь немногие хотят не просто получить компетенции для производства, а чтото большее для удовлетворения своих ментальных потребностей. С ними в научном плане работать интереснее всего. Обычно в группе всего два-три таких человека, но их и не должно быть много.
— Как относитесь к многозадачности, которую сейчас требуют от преподавателей: и преподавание, и наука, и статьи, и написание отчётов, и ведение социальных сетей, и написание заявок на гранты?
— Я к этому отношусь нормально, но понимаю, что не все преподаватели к этому готовы. Мне каждая из этих сфер по-своему интересна, но, ещё раз подчеркну, это моё мнение.
— Какими качествами должен обладать преподаватель?
— Терпение — одно из основных. Тактичность. Ораторское мастерство. Проницательность. Преподаватель должен чувствовать настроение аудитории. Если нужно — успокоить, если нужно — разогреть. Должен поддерживать баланс.
— Нужно ли специально учиться на преподавателя?
— Скорее не учиться, а перенимать опыт. Я учился у всех своих коллег ещё когда был студентом, учусь и сейчас — у профессоров, у учёных на конференциях. Есть кто-то, кто повлиял на меня в большей степени, но по фамильно я называть не буду, чтобы не забыть кого-то.
— Откуда возникла мысль стать преподавателем?
— Я из семьи преподавателей и знаком с этой сферой. Плюс в студенческие годы очень много занимался организацией мероприятий, связанных с наукой или изучением каких-то дисциплин. Мне нравилась атмосфера, когда люди приходят заинтересованные, изучают что-то новое и сами несут знания. Эта работа была практически преподавательской. Получилось, что я просто продолжил себя реализовывать в этой сфере.
— Грубо говоря, плавно перетекли из студентов в преподаватели. Вас сразу взяли на ТХНГ?
— Да. Конечно, у меня были открытые пары, когда приходили маститые преподаватели, смотрели, что и как я даю. Но этот отбор я прошёл.
— Сложно ли быть преподавателем?
— Мне не сложно. Мне интересно. Но я не зря первым качеством преподавателя отметил терпение. Студенты — достаточно ленивые люди. Конечно, большинство открытий делается из-за человеческой лени. Мы не хотим что-то делать и ищем новый простой способ. Поэтому то, что студенты ленивы, это не плохо. Но есть обратная сторона медали, вместо того, чтобы прочитать какую-то страничку в книге, студенты предпочитают спросить преподавателя.
— В два часа ночи?
— Нет. За этим я достаточно строго слежу. У меня немодная в нынешнее время позиция, но все мои социальные сети и мессенджеры под запретом для студентов. Для связи со мной у них есть моё рабочее время, мои консультации и возможность в любое время написать на электронную почту. Всех, кто мне где-то пишет или, Боже упаси, звонит, я отправляю в «черный список». Есть моя личная жизнь, и есть работа. Я это я, а работа — это работа.
А. АРИТКУЛОВА