Во второй половине XVIII века Россия вела войну с Турцией за выход к Черному морю. Еще в 1698 г. Петром I на азовском побережье был основан город Таганрог, а в 1736 г., во время первой русско-турецкой войны, русскими войсками была захвачена крепость Азов, которые нужно было чем-то оборонять с моря и, вместе с этим, нужно было укрепиться на берегах Черного моря и в Крыму.
Для этих целей на донских верфях началось строительство специальных кораблей, которые получили название «новоизобретенных». Так как им предстояло действовать в мелководном Азовском море и преимущественно против береговых целей, то они имели небольшую осадку (около 3 м) и мощное артиллерийское вооружение, в которое помимо обычных 16 12-фунтовых пушек вошли несколько 2- и 3-пудовых мортир. Они предназначались для поражения береговых объектов.
К 1771 г. образованной из этих судов флотилии удалось завоевать полный контроль над акваторией Азовского моря. Но выяснилось, что эти корабли не могли использоваться на Черном море из-за их низкой мореходности. Для завоевания контроля над Черным морем нужны были линейные корабли, которые начали строить на верфях Херсона.
В это же время императрица Екатерина II для улучшения качества постройки кораблей и скорейшего введения новых видов вооружения пригласила на русскую службу английских офицеров и корабельных мастеров. Так в русском флоте появился лейтенант королевского флота Сэмюэль Грег ( на русский лад его звали Самуил Карлович Грейг). В российском флоте он достаточно быстро дослужился до звания адмирала и в 1779 году на вооружении русских кораблей появились введенные им карронады (или каронады) – короткоствольные орудия ближнего боя, которые при хорошей скорострельности имели низкую начальную скорость снаряда и низкую дальность стрельбы. Однако, несмотря на это, карронады прослужили русскому флоту до второй половины XIX века, когда были сменены бомбическими пушками. Кроме минусов они имели и плюсы, которые, в конечном итоге, перевесили. Так, в отличие от пушек, карронада обладает сравнительно меньшим весом (например, 36-фунтовая пушка русского линейного корабля «Двенадцать Апостолов» весила 194 пуда (3104 кг), а карронада этого же калибра – 142 пуда (2272 кг)). Для обслуживания карронад требовалось меньше людей, чем для обслуживания обычных пушек.
Карронады имели следующие калибры: 12, 18, 24, 32, 36, 42 и 68 фунтов.
Корабельная артиллерия этого периода использовала следующие типы снарядов: ядра, книппели, брандскугели, картечь, бомбы, гранаты.
Книппель – это два ядра, соединенных между собой цепью. Предназначался для поражения парусов. Книппелем заряжались два стоящих рядом орудия.
Картечь – артиллерийский снаряд, представляющий собой набор сферических чугунных или свинцовых пуль. Картечью стреляли по верхней палубе с целью поражения экипажа корабля. Кроме того, стрельба картечью могла привести к взрыву крюйт-камеры (место хранения боезапаса) корабля и его уничтожению.
Брандскугелем называется граната или бомба, начиненная специальным зажигательным составом.
Граната – пустотелый шаровидный разрывной снаряд, весом менее 16 кг, наполненный порохом и снабженный зажигательной трубкой. Эта трубка вспыхивала при выстреле и горела в течение всего полета гранаты.
Бомба – в эпоху гладкоствольной артиллерии это были начиненные порохом снаряды весом более 16 кг. А во второй половине XIX века так называли крупнокалиберные фугасные снаряды.