46.
Ведмурд предложил селянам сказать, если есть недовольные распределением благ и земель. И вместе искать выход.
- Из тьмы сомнений вместе выйти легче, - сказал он окружившим его людям.
Селяне с воодушевлением приняли это предложение. Они начали подходить к Ведмурду и спрашивать его совета. Он предлагал решение и просил одобрить его окружающих людей. Если кому-то не нравилось, то искали другой путь.
Старейшины сидели на своём возвышении и о чем-то переговаривались, им не нравилось происходящее. Власть и влияние, которыми они обладали столько зим рассыпалась в прах. Они о чем-то спорили между собой, но на них никто не обращал внимание.
- У нас остался ещё один не решенный вопрос, - сказал Ведмурд, - когда поток людей к нему иссяк и селяне хотели расходиться. - В лесной избе живёт пожилая женщина, к котором многие из вас обращаются за помощью, но за глаза называют ведьмой и даже отправили своих мужей сжечь её дом. Чем она вам не угодила? - спросил он.
- Колдует она, - ответил кто-то.
- Страшно от её силы, - согласился второй.
- Она с тёмным колдуном жила, он её своей тьмой напитал, как её не бояться? - сказала какая-то женщина.
- Мой муж не вернулся две ночи назад от её дома - как мне её простить? - вторила другая.
- Так это не её вина, а Тимиры. Она лживыми речами ваших мужей за собой повела. Они с угрозой пришли, от неё и п о г и б л и. - ответил им Ведмурд и обратился ко всем.
- Вы позволяете колдунье, как вы её называете, лечить ваших детей? Вы доверяете ей здоровье ваших потомков, но при этом считаете плохой?
Селяне замолчали.
- Детям она плохого не делает. - сказали они.
- Много лет назад, благодаря его сборам, мы победили хворь, завезённую чужестранцами. - проговорила пожилая женщина.
- Дети - ваше продолжение, если бы колдунья хотела сделать вам плохо, то именно их бы и изводила. Но она лечит и помогает малым детям, каких ещё доказательств добра вы хотите? - продолжал Ведмурд.
- Она в лесу живёт, с волками общается, как ей доверять? - послышалось в толпе.
- А где ей жить, если вы сожгли её дом? - ответил отец Демида, - а с волками начала общаться, чтобы не съели её в лесной глуши.
Шёпот пролетел под толпой.
- Пусть возвращается, - раздался голос. - Только чтоб зла не делала.
Люди согласно закивали.
- Вернётся она вряд ли, - сказал Ведмурд, - теперь в лесу её дом. Но пусть ваша ненависть больше никогда не касается этой женщины и девушки, которая сейчас с ней живёт.
- Ты устанавливаешь свои порядки, чужеземец, нам это не нравится, - сказал один из старейшин. - Ломаешь наши устои, не к добру это. Новое никогда не было лучше старого.
- Это мы ещё увидим, - ответил мужчина. - В моей стороне женщин, владеющих искусством врачевания - уважали и почитали, а не гнали в лес. И все решения люди принимали сообща. Раз в месяц собирались и решали так, чтобы все слышали. А не по домам к избранным ходили, когда не известно, кто что сказал.
Старейшины гневно посмотрели на Ведмурда, но промолчали. Решать все вопросы в своих домах, не учитывая мнения большинства, было очень полезно. Кто большим дар принесёт, в ту сторону и решение складывалось. А при общем совете так не получится, да и даров по уменьшится.
Но селяне не обратили внимание на все возрастающее недовольство бывших правителей. Они были заняты обсуждением колдуньи и Млады.
- Млада может вернуться в дом своей матери, - сказал кто-то из селян. - Их отец пал под колдовством Тимиры, семья должна вместе оплакать и проводить его.
- Я не приму дочь, - раздался голос моей матери. Сначала я не видела её на поляне, среди селян. Она решила не приходить, как и некоторые другие жители. Но когда Ведмурд с Тимирой задумали проходить испытание, мальчишки растрезвонили об этом на все селение и на поляну подтянулись все жители.
Все повернулись к ней, а меня слова матушки обожгли огнём. Я видела пустоту в её глазах и сердце. Будто оно ушло в царство Мары вместе с отцом. Она стояла одна, напротив всех, кутаясь в шаль и смотря на всех красными от слёз по мужу глазами.
- Мне передали, что мой муж перед г и б е л ь ю отрёкся от дочери. Я не буду нарушать его волю. Пусть живёт у той, которая виновата в его уходе. - сказала матушка.
- Колдунья не виновата, - загудели вокруг, - Тимира своими речами змеиными его разум отуманила.
- Я не нарушу последнюю волю мужа - как он сказал, так и будет, - продолжала женщина.
- Горе ей глаза застелило, - послышался шёпот, - не понимает, что творит. От дочери отказывается.
Селяне качали головой, кто-то хотел подойти к матушке с сочувствием, но она стояла, скрестив руки, никого не подпуская к себе.
- Если вы так решили, что на правах старшего, я возьму вашу дочь под защиту. - обратился Ведмурд к моей матушке. - Ваш муж отрёкся от дочери и этим отменил своё слово о её сватовстве. Мы примем Младу в нашу семью.
Селяне закивали. Я видела, что им будет спокойнее, если я буду под присмотром человека, которого они уважали.
«А ведь они начинают меня бояться», - подумала я. - «Одно предположение о силе другого рождает страх и недоверие. И только сила, прошедшая испытание, вызывает уважение».
На том и решили. Селяне расходились по домам, обсуждая события этого дня. Они впервые были свидетелями испытания огнём и впервые получили право сказать при решении вопросов.
- Боги послали нам Ведмурда, - говорили они.
Промежуточные главы можно найти на главной странице канала, для этого надо нажать на название канала вверху экрана.