Дороги на Северном Кавказе остаются в плачевном состоянии несмотря на то, что регион является важным с геополитической точки зрения. Но, возможно, именно нарастающие амбиции Москвы в отношении удержания и распространения своего влияния на Южный Кавказ и Ближний восток поспособствуют модернизации существующей транспортной инфраструктуры.
Куда исчезли все дороги?
Северный и Южный Кавказ связывает несколько транспортных путей. Но большая часть из них не пригодна к использованию. Транскавказская автомагистраль до Южной Осетии и трасса Сочи-Тбилиси через Абхазию заблокированы по политическим мотивам. Аваро-Казетинская и Военно-Сухумская дороги полностью разбиты. Сегодня для проезда доступна Военно-Грузинская магистраль – единственный путь, связывающий РФ с Арменией, Грузией и Турцией, и трасса Махачкала-Баку вдоль Каспийского моря.
Планы по решению кавказского дорожного вопроса
Большинство экспертов полагают, что в скором времени возможна модернизация некоторых дорог. Есть вероятность, что чиновники остановятся на маршрутах, которые будут выгодны с экономической и геополитической точек зрения. Существуют планы на модернизацию нескольких магистралей:
● Военно-Сухумской дороги. Она связывает Абхазию и Карачаево-Черкесию. Реконструкция обойдётся недёшево, поскольку необходимо строительство нескольких туннелей;
● Аваро-Кахетинской трассы. Разговоры о модернизации этого пути ведутся довольно давно. Но в свете осложнения российско-грузинских отношений, как считают многие политологи, никто на данный момент в этот проект вкладываться не будет;
● трассы Грозный-Тбилиси. Проект получает серьёзную поддержку от Рамзана Кадырова. Он предлагал построить скоростную железнодорожную ветку между Ростовом-на-Дону и Грозным, которая, что логично, в дальнейшем будет развиваться на Южный Кавказ. Единственный недостаток этого пути – высокая стоимость строительства. Однако, как говорит политолог Михаил Чернов, если федеральный центр поддержит инициативу главы чеченской республики, то идея транспортной артерии будет реализована в сжатые сроки. У России есть такие деньги и возможности.
Безусловно, с точки зрения географического расположения и состояния лучшим вариантом для модернизации является Транскавказская магистраль. Она связывает Северный Кавказ с Западным Казахстаном, Южным Кавказом и Ираном. Но сегодня трасса перекрыта в районе Южной Осетии по понятным политическим причинам. Поэтому на возможности развития этой дороги влияют отношения с Грузией. Если проблема Южной Осетии со временем решится, то развитие ТрансКАВ будет самым целесообразным решением.