В статье про Верхневолжскую набережную я упоминала необычный крошечный памятник легкому пилотажному самолету. Это был "Ньюпор-2", самолет Петра Нестерова, на котором знаменитый воздухоплаватель первым в мире сделал мертвую петлю.
Памятник знаменитому пилоту находится через дорогу, в сквере у гостиницы Октябрьской. Легкое стройное здание, утонченный молодой человек с аккуратно подкрученными усами, маленький сквер с ароматной зеленью и почти невесомый на вид самолет - всё здесь такое, аккуратное.
Молодой человек в шинели - это Пётр Николаевич Нестеров. В его судьбе как будто соединились два времени: царское и советское. Погиб он за несколько лет до революции, но советские власти уважали его наравне с красными командирами.
Петр Нестеров (1887-1914) родился у нас, в Нижнем Новгороде. Он был дворянином, сыном военного офицера Николая Федоровича Нестерова. Кроме него в семье было ещё трое детей. Семья рано осиротела: отец умер, когда Петру Нестерову было 3 года. Оставшись без средств к существованию, Нестеровым пришлось переехать во вдовий дом - особый приют для жен офицеров и их семей.
В возрасте 10 лет Петр поступил в Нижегородское кадетское училище, где прежде воспитателем был его отец. Он блестяще учился, и в 17 лет поступил в Михайловское артиллерийское училище в Санкт-Петербурге.
Весь мир тогда сходил с ума по воздухоплаванию. Авиация тогда была чуть ли не в зачатке. Были дирижабли и воздушные шары - против них тут же изобрели пушки ПВО. Самолеты были очень примитивные. Никаких приборов ещё не изобрели: летчики ориентировались чуть ли не по свисту ветра, чтобы определить скорость. Компас, наручные часы - и всё. Ещё недавно братья Райт продемонстрировали свой первый самолет - и 10 лет не прошло. Тот первый аэроплан продержался в воздухе аж целых 59 секунд (!). С тех пор, конечно, самолеты стали поустойчивее, но всё же для полета требовались и огромное знание математики, и талант, и интуиция.
Самолет братьев Райт прошел "презентацию" в 1903 году. Многие, кто располагал хоть какими-то средствами, пробовали построить собственные самолеты. Нестеров тоже увлекся этим в 1907-1910 годах, подружившись с математиком Петром Соколовым. Где-то я читала, что делали они его в сарае за городом, как нынешние первопроходцы Силиконовой долины и рок-звезды начинали карьеру в родительских гаражах. Мама Нестерова шила им из парусины "шкуру" для крыльев. В итоге аэроплан летал, и все были счастливы. Нестерову было 22-23, Соколову столько же (это моя догадка, данных не нашла), и маме Маргарите Викторовне около 43. По меркам нашего времени это просто дети и женщина в самом расцвете сил - банда молодых авантюристов.
После окончания артиллерийского училища Нестерова отправили во Владивосток. Работа была штабная: ему досталась должность делопроизводителя артиллерийской бригады. А летать очень хотелось. Нестеров старался показать, что принесет больше пользы, находясь при летательных аппаратах. Так, однажды поднялся в воздух на аэростате и после этого вычислил, как нужно скорректировать отладку ПВО.
К 1909 году Петр Нестеров дослужился до звания поручика, а в 1912 его отправили в Гатчину, чтобы там он мог учиться в Офицерской Воздухоплавательной школе.
Последние два года жизни были очень насыщенными. Нестеров успел сконструировать несколько собственных усовершенствований к сущесвующим моделям планеров и поставить целый ряд рекордов:
1. Первым в мире выполнил "мертвую петлю". Этому предшествовала серьезная теоретическая подготовка - возможность выполнить трюк Нестеров высчитал математически, но выполнил почти без практической подготовки, не считая множества часов за штурвалом в штатных полетах.
2. Разработал собственную модель планера. "Ньюпор 2", памятник которому стоит в Нижнем Новгороде, имел укороченное по сравнению с предшественником вертикальное оперение в хвостовой части. Именно это позволило сделать планеры более маневренными и стало шагом к пилотажной авиации.
3. Создал экспериментальную модель семицилиндрового двигателя для самолета мощностью 120 л.с. - для того времени это был огромный шаг! Двигатель должен был служить позже скоростному самолету на одного пилота, но разработку аппарата прервала Первая мировая война.
4. Занимался теоретическими вопросами военной стратегии в отношении авиации. Как самолеты могут взаимодействовать с пехотой? Какова должна быть методика бомбардировок? Как организовать ночные вылеты?
5. Установил мировые рекорды на дальность полетов и время, проведенное в воздухе. В основном эти полеты были над территорией Украины и занимали 10-13 часов. Скорости в то время были низкие, и расстояния, которые сейчас можно за 3-4 часа проехать на автомобиле, в то время занимали полсуток на аэроплане.
6. Организовал воздушную разведку и провел первые бомбардировки над австрийскими позициями.
Здесь он воевал уже в чине штабс-капитана. Нестеров настолько прославился своей отвагой, что австрийское командование назначило награду тому, кто собьет его самолет.
Погиб Петр Нестеров в возрасте 27 лет, выполнив первый в мире воздушный таран. По его расчетам, эта фигура пилотажа не должна была оказаться смертельной. Он лишь скользнул бы шасси своего аэроплана по фюзеляжу противника, выбив вражеский самолет из равновесия. Но то ли ошибся, то ли поторопился - и удар пришелся слишком низко. Кроме того, Нестеров был непристегнут. Смерть наступила от того, что его выбросило на ветровое стекло, и он ударился виском. Может быть, если бы он пристегнул ремни безопасности, то был бы жив.
А у нас в Столице закатов в память о нём названа одна из центральных улиц города и установлен памятник. Кстати, единственная дочь Петра Нестерова, Маргарита, стала оперной певицей и прожила долгую жизнь.
Подписывайтесь на наш канал и приезжайте в Столицу закатов! У нас здорово!