Найти в Дзене
Вадим Марушин

Ностальгия. Что было - то было.

ЭТО БЫЛО НЕДАВНО, ЭТО БЫЛО ДАВНО.

Такое знакомое нам слово ностальгия невольно всплывает, возвращая нас к прошлому. Оно разное. Но обязательно связано с памятью о чем-то близким нам, знакомом, порою, для современной молодежи архаичном. Я, разбирая свои фото - архивы наткнулся на ряд фотографий отображающих прошлое, с которым было связано время моей молодости. Сейчас, глядя на изобилие товаров в супермаркетах, на упаковку товаров и предлагаемые услуги, невольно вспоминается прошлое, не столь удаленное временем от нашей современности.

Электрогитары. Гаджеты, навороченные телефоны, без которых, кажется, уже не возможна наша повседневная жизнь. Вот с истории с телефонными будками, с установленными в них телефонными трубками, я и начну «погружение», связанное с ними.

-2

Будки телефонных автоматов располагались в Уфе на улицах в центральной части города. Телефоны в городских квартирах были редкостью, а на окраине города их вообще не было. Поэтому уфимцы пользовались телефонными аппаратами установленными на улице. Но в пятидесятые годы телефонные трубки в будках подверглись разору – в них выкручивались микрофоны. Дело в том, что в эти годы появилась мода на электрогитары. Для создания их были необходимы звукосниматели, а так как в магазинах их попросту не было, то «умельцы» приспособили микрофоны, снятые с трубок городских телефонных автоматов. К каждой телефонной будке милиционера не поставишь. Городские власти обратились к жителям, объясняя, что из-за «раскулачивания» телефонных автоматов в городе участились смертельные случаи т.к. вовремя вызвать больным людям скорую помощь стало не возможно. Были организованы общественные патрули, которые, заслышав звуки электрогитар, подходили к играющим и, порою, проводили конфискацию микрофонов.

Звукосниматели можно было купить на «барахолке-толкучке», которая долгое время располагалась на большом пустыре, расположенном в самом конце улицы Сталина (Коммунистической). Здесь продавали все. Это был «универсальный городской торговый центр» под открытым небом, товары которого были «по карману» уфимцам только что пережившим войну. Вход в него был свободным и шел по подвесному мосту перекинутому через глубокий овраг. Ни каких павильонов там не существовало. Территория ее была огорожена забором из штакетника. Товары продавались с рук. Но, главное, на этой «толкучке» можно было купить многое по низким ценам, в основном, бывшее в употребление. Особняком были устроены прилавки с навесами, на которых продавали овощи, фрукты, рыбу и многое другое.

Уфимский базар
Уфимский базар

Звукосниматели и другие радиодетали можно было найти там, где обычно на постеленном на земле брезенте, «покоилась» всякая мелочь. Вакханалию, связанную с приведением в нерабочее состояние городских телефонов удалось остановить после того, как в магазинах появились звукосниматели заводского производства. Гитару, балалайку и мандолину, которые были у нас в семье, я тоже оснастил звукоснимателями, подсоединяя их к обычному репродуктору.

Праздники. Люди старшего поколения подтвердят, что до пресловутой перестройки при проведении любого праздника из окон домов обязательно слышались песни. Люди пели самозабвенно на любом языке. Выходили во двор и совместно с соседями отмечали тот или иной праздник. И не важно, носил он религиозный характер или был «спущен сверху», посвященный какой-либо дате. Жили дружно, помогая друг другу чем только могли. В то время родилась поговорка: в магазинах ничего нет, а глянь - у каждой хозяйки в ее закромах есть, не понятно откуда, деликатесы. И это было действительно так. За фруктами, колбасой и мясом ездили в Москву, доставляя их в Уфу поездом. У проводников железных дорог был свой «бизнес»: купленную продукцию, особенно мясо, они прятали под полом в своем купе. Летом на уфимском железнодорожном вокзале уфимцы ждали поезда, идущие из Сызрани. Проводники везли из него вишню. К каждому празднику или семейному торжеству горожане старались «отовариться» продуктами и спиртным. Водка была дешевая и ее «тара» помещала в себя «мерзавчики» - объемом в 75-100 гр, «шкалики» - 150 гр, «чекушки» - 250 гр, «пол-литра» - 500 гр и огромным бутыли «четверти», вмещающие 2,5 литра. За последними «охотились» жители Цыганской поляны и те, кто приезжал в Уфу для продажи молока. Стеклянные бутылки сдавали в специальные пункты приема стеклотары.

ПРИЕМ СТЕКЛОТАРЫ
ПРИЕМ СТЕКЛОТАРЫ

Пожалуй, интересно отношение членов КПСС к празднованию религиозных праздников. Подавляющее их большинство отмечали эти праздники, но не афишировали их. Я прекрасно помню, как к нам в гости приходили друзья детства моего отца. Федор Кручинин был парторг Кировского завода, Павел Белов – парторг уфимского ликероводочного завода и другие порядочное люди, состоявшие в КПСС. Они пели старинные романсы, которые в те времена были запрещены.

Продолжение следует.