Найти тему
ArmInfo

Армения отказывается от использования названия "коньяк" лишь с 2043 года - вице-премьер

АрмИнфо. Армянские производители в рамках Соглашения о расширенном партнерстве между Арменией и Европейским союзом с 2043 года откажутся от использования слова "коньяк" и обсуждают новое название, чтобы не потерять рынки. Об этом в четверг в беседе с корреспондентом ТАСС сообщил и.о. вице-премьера республики Мгер Григорян.

"Соглашением о расширенном партнерстве между Арменией и Европейским союзом, подписанным в 2017 году, предусматривается отказ с 2043 года от использования слова "коньяк" при экспорте коньячной продукции в контексте защиты географических наименований ЕС. Соответственно, до 2043 года армянские производители будут проводить соответствующую маркетинговую стратегию, а правительство им будет в этом помогать и содействовать", - отметил Григорян.

Требование об отказе от названия "коньяк", содержащееся в соглашении, обусловлено тем, что термин является защищенным географическим наименованием, использовать которое, согласно действующими в ЕС правилами, можно только для продукции, произведенной во французском департаменте Шаранта, где находится город, именем которого и стали называть напиток. В соответствии с соглашением, ЕС выделит Армении финансовую помощь в размере €3 млн.

По словам и. о. вице-премьера, с 2032 года использование названия "коньяк" будет запрещено для внутреннего рынка самой Армении. Он уверен, что "функционал и инструментарий правительства для регулирования такого рода отношений к тому времени будет достаточно эффективен, чтобы контролировать соблюдение этого требования".

Армянский коньяк и контрафакт

У и.о. вице-премьера Армении есть опасения, что после отказа от слова "коньяк" за рубежом недобросовестные продавцы, вероятно, будут и дальше использовать этот бренд.

"Перед нами стоит такая задача, и ее нужно решать, чтобы обеспечить должную защиту для наших производителей. Вероятно, в странах с развитыми рынками эта проблема будет решаться намного эффективнее, поскольку так или иначе такие страны сами устанавливают и будут развивать реально действующие механизмы борьбы с контрафактом. Что касается стран с менее развитыми рынками, то проблема есть, но, учитывая характеристику настоящего коньячного продукта, львиная доля экспорта приходится и будет приходиться на страны с развитыми рынками", - добавил он.

По словам Григоряна, ущерб производителей армянского коньяка в ближайшей и долгосрочной перспективе при отказе от известного названия зависит от качества маркетинговой стратегии, которая будет реализовываться до вступления в силу ограничений.

"Тут необходимо найти оптимальный баланс затрат на маркетинг, возможного ущерба и потенциальной дополнительной доходности. Я не исключаю, что при грамотной стратегии это мероприятие может принести дополнительную выгоду нашим производителям. Может, это звучит странно, но это абсолютно вероятный сценарий, поскольку появляется шанс консолидироваться и провести маркетинговый маневр, который может простимулировать продажи. Времени для этого вполне достаточно, а правительство готово и будет готово оказывать всяческую поддержку в этом вопросе, в том числе финансовую", - подчеркнул он.

Новый бренд известной продукции

Армянские производители активно обсуждают новые названия, которые будут использоваться для замещения слова "коньяк". "Я пока не готов раскрывать такие детали, поскольку полного консенсуса у основных игроков рынка пока нет. Концепции есть, программа информационного сопровождения разрабатывается, но обсуждения и дебаты по этим вопросам пока продолжаются", - отметил и.о. вице-премьера Армении, добавив, что за "последние три календарных года объем экспорта армянского коньяка составил около $0,5 млрд, из них порядка 79% - в Россию".

Коньячное производство в Армении было основано в 1887 году купцом первой гильдии Нерсесом Таиряном в Ереване на первом винодельческом заводе, построенном десятью годами ранее на территории бывшей ереванской крепости. В 1893-1894 гг. в Ереване было построено еще три новых коньячных завода, а в 1914 году число коньячных заводов Армении достигло 15.

Как дале повествует ТАСС, известный бренд армянского коньяка "Арарат" был введен в оборот после того, как власти Первой армянской республики национализировали коньячные заводы винно-коньячного треста "Арарат". Армянское коньячное производство было очень популярным и в советские времена. Для производства армянских коньяков используются главным образом аборигенные эндемические сорта винограда, произрастающие в Араратской долине: воскеат, гарандмак, чилар, мсхали, кангун, бананц, кахет, мехали.

Напомним, что 24 ноября 2017 года Армения и ЕС подписали Соглашение о всеобъемлющем и расширенном партнерстве, основные положения документа временно вступили в силу с 1 июня 2018 года, а с первого марта 2021 года оно полностью стало функционировать. С 1 мая 2018 года в Армении запрещено производить напитки с наименованием "коньяк" и "шампанское". Для этой продукции должны быть выбраны другие названия - например, "бренди" и "пенистое вино". Это ограничение предусмотрено Соглашением о всеобъемлющем и расширенном партнерстве между Арменией и ЕС (CEPA).

Напомним, что правительство Армении давно обеспокоено проблемой качества выпускаемых в стране различными, и в первую очередь,средними и мелкими производителями, дешевых <окрашенных> спиртных напитков под маркой армянских коньяков, что создает существенные трудности для серьезных производителей и негативно воздействует на репутацию самого бренда <Армянский коньяк>.

Поэтому еще давно, в середине 2011 года, в Армении должно было вступить в силу решение правительства об использовании нового товарного наименования <Арбун> (от армянского слова <опьянеть>) для маркировки бренди, произведенного в республике на основе импортных и в первую очередь дешевых пшеничных спиртов. Согласно закону, для производства бренди следует использовать местные спирты. В течение первых пяти лет на бутылках должны были маркироваться как <Арбун>, так и <Бренди>, чтобы покупатели к этому привыкли и не путали напиток с армянским коньяком или армянским бренди.

В соответствии с законом, категории <армянский коньяк> и <армянское бренди> отождествлены, и эти напитки на 100% должны производятся из винограда, выращенного в Армении. Тем не менее, несмотря на правительственное решение, марки <Арбун> армянские покупатели на прилавках магазинов так и не увидели. А производители, среди которых никогда не было случайных людей, просто проигнорировали это решение в связи с отсутствием контроля и непоследовательностью госорганов.

Некоторые эксперты считают, что данное решение могло быть тогда продиктовано процессом подготовки Армении к СЕРА, после чего понятие <армянский коньяк> превратится в <армянский бренди>.

Как ранее сообщил АрмИнфо представитель одной из компаний - производителей армянского коньяка, попросивший об анонимности - желание правительства очистить рынок от контрафактной продукции всегда сталкивался с мощным противодействием коньячно-вино-водочных королей страны. По его словам, экспертные оценки, которые не сходятся с официальной статистикой, показывают, что объемы заготовляемого винограда, тем более сортов, пригодных для изготовления коньячных спиртов, совершенно недостаточны для производства 18-19 млн литров коньяка в год, о чем рапортует статистика. Поэтому часть производителей бутилируют неизвестные бренды <коньяков>, активно используя импортные дешевые пшеничные спирты, и более того, экспортируют эту продукцию в Россию и другие страны СНГ. Он отметил, что пол-литровая бутылка армянского коньяка с выдержанной технологией, никак не может стоить в розничной торговле 4 доллара США, это явный контрафактный или просто некачественный напиток. Сегодня производителям настоящих подлинных армянских коньяков приходится нелегко в связи с падением покупательской способности населения, как в Армении, так и в странах - партнерах, чем и пользуются производители некачественной или просто контрафактной продукции.

Отметим, что согласно официальной статистике, после прошлогоднего 6,3%-го спада в I квартале 2021г объем производства коньяка в Армении вышел на 7,5%-ый рост, составив 8.4 млн.л.

Еда
6,93 млн интересуются