Найти тему

Изменения рынка образования и рынка труда: к чему нужно ребёнка готовить

Исследователи провели опрос и выяснили, сколько россиян после окончания вуза трудятся по полученной профессии. Выяснилось, что работодателям не важно образование сотрудников, и что всё менее желающих пойти в вуз.

https://nazaccent.ru/content/25476-moskovskih-studentov-na-moscowelcome-poznakomyat-s.html
https://nazaccent.ru/content/25476-moskovskih-studentov-na-moscowelcome-poznakomyat-s.html

В нашей стране лишь 36% кончивших вуз работают по профессии. То есть треть россиян зря потратили минимум 4 года в вузе. Всё лишь ради диплома, который сегодня половина работодателей даже не спрашивают при приеме на должность.

Занятно, что 40% опрошенных вообще никогда не трудились по выбранной профессии, 24% все же пытались, но в итоге пошли иным путём. Этим иным путём, то есть увольнением, пользуются довольно часто. Лишь 32% опрошенных россиян постоянно трудятся в одной компании, остальные предпочитают их менять.

Почему же люди не работают по выбранной специальности? Многих не утраивает доход, кто-то жалуется, что не может найти работу по выбранной профессии, кто-то устал от неё. То есть получается, что люди тратят свою жизнь вообще не на то, чем хотят заниматься. Что же с этим сделать можно?

Ясно, что профориентация в школе работает плохо, если работает вообще. Тогда почему бы детям ни уйти из школы пораньше в техникум, где опробовать себя в профессии, понять, чего действительно хочется?

И здесь выясняется, что действительно процент желающих поступить в вуз уменьшился. Сейчас лишь 43% родителей заявляют, что готовят чадо к поступлению в высшее учебное заведение. Ну чтобы было понятно – в 2010 году таких было 80%.

И тут в дело вмешивается Росстат, который утверждает, что после колледжей и профтехучилищ по специальности не трудятся 43% и 50% соответственно. То есть меньше, чем после окончания вузов, если верить предыдущему исследованию. И всё же это очень значительный процент – половина.

Что же делать, чтобы ребёнок понял, чего он хочет в жизни, и тратил годы в пустую на учёбу в ненужном ему вузе или техникуме?

  • Ну, во-первых, понять, что сегодня работодатели в 58% объявлений о вакансиях вообще не указывают никаких требований к образованию, лишь 30% хотят, чтобы у сотрудника было высшее.
  • Во-вторых, стоит вспомнить важный постулат: практика – критерий истины, то есть важно, чтобы ребёнок пораньше попробовал разные профессии. Понятно, что невозможно пойти летом и потрудиться, скажем, бухгалтером, учителем или врачом, но пойти на практику в банк, чтобы увидеть, как всё устроено в финансовой сфере, или волонтером в медицинский или детский центр вполне возможно. Ну уж программистом или журналистом в нынешний век интернет-технологий вообще можно попробовать поработать без отрыва от основной учёбы.

Тогда ребёнок получить возможность «Потрогать» будущую профессии и, возможно, понять, что ему нужно что-то иное. Что не стоит идти в модный вуз или на модный факультет и тратить там впустую часть своей жизни.

Ну и ещё можно вместе с обычной школой, окончить специальную. Скажем, такую возможность даёт Яндекс и многие другие онлайн-школы, где, кстати, помогают с устройством на практику или полноценным трудоустройством после окончания обучения.

Нужно понимать, что рынок труда и рынок образования стремительно меняется, новые технические возможности позволяют попробовать себя в различных областях без дополнительных затрат. Важно лишь всеми этими возможностями пользоваться и не бояться нового.