Найти тему
АСЯ ДЕФЕКТОЛОГ

Что дефектолог или педагог не должен допускать в общении с особенными детьми и их родителями?

Слышу, как учителя, дефектологи, люди с педагогическим образованием общаются с детьми и с их родителями, позволяют себе кричать, оскорблять их - и мне становится стыдно, неприятно и просто жалко людей, которые сталкиваются с таким отношением к себе. И я считаю это непрофессионализмом и некомпетентностью педагогов. Слава богу, что не все учителя ведут себя подобным образом, но такие случаи, к сожалению, имеют место быть.

Легко оставаться спокойным и хорошим учителем, когда дети ведут себя примерно и не нарушают дисциплину. Сложно остаться им, когда ситуация выходит из-под твоего контроля, а иногда требует мгновенной реакции. Вот тогда и становится видно истинное отношение учителя к детям, и людям вообще. Оно проявляется только в нестандартных ситуациях, но говорит как раз о многом. Будни дефектолога часто и состоят из таких нестандартных ситуаций. А ведь как раз-таки умение владеть собой, оставаться спокойным и быстро реагировать на опасную для жизни ребенка ситуацию - и являются ключевыми навыками дефектолога.

Поэтому, мне хочется поднять тему профессиональной этики дефектолога/педагога, и поговорить о некоторых правилах, использование которых педагогами, работающими с особенными детьми и подростками, должно войти в привычку и стать частью их личности.

Хочется, чтобы педагоги ни в коем случае не забывали об этом, а родители, если услышат такое обращение, не молчали, а решали ситуацию в пользу своего ребёнка. Потому что кроме вас защитить его некому.

Первое, с чего хочется начать – это:
Нельзя оскорблять ребёнка и его родителей. Странно и печально, что приходится говорить о таких очевидных вещах, но реальность доказывает, что далеко не все педагоги соблюдают это правило.

От педагога не должно исходить пренебрежительное отношение ни к детям, ни к их родителям. Поверьте, дети очень хорошо чувствуют то, как педагог к ним относится.

Нельзя кричать на ребёнка, раздражаться, выплескивать на него свою негативную энергию. Дефектолог, да и любой педагог, вообще не должен кричать на ребенка. Крик – это признак бессилия, либо истеричной натуры. Ни то ни другое никак не соотносится с профессией дефектолога/педагога.

С ребёнком нужно всегда разговаривать только спокойно и уважительно! Принимать его, как личность.

Есть учителя и дефектологи, которые позволяют себе кричать на детей. Даже, можно сказать, орать – так, что слышно на всю школу и кровь стынет в жилах. Как вы думаете, после таких «воспитательных методов» ребенок будет уважать педагога? Бояться – возможно (хороший метод, правда?), но до поры до времени. До переходного возраста. Потом, такие «педагоги» обычно получают обратно транслируемое ими отношение к ребенку – т.е. ребенок кричит и огрызается в ответ.

Не запугивайте ребёнка! Даже если он сделал, на ваш взгляд, что-то из ряда вон выходящее. Наша задача, как педагогов и дефектологов – постараться максимально скорректировать это поведение, а не развить у ребёнка невроз или что-либо похуже.
Запугивание, к сожалению, распространенное явление. На моей практике был случай, когда «педагог» коррекционной школы запугивала провинившегося ребенка тем, что говорила ему
«тебя отдадут в детдом». Предсказуема, на ваш взгляд, реакция ребенка? К слову, ребенок жил с дедушкой, его родители погибли. Куда смотрят и о чем думают такие педагоги, «любящие детей» и «знающие детскую психологию»?

Не ругайте ребёнка за неловкость. Особенным детям свойственно нарушение крупной и мелкой моторики и координации. Нужно развивать у ребенка эти качества посредством упражнений и игр, а не отчитывать и наказывать его. Для особенного ребенка, обычное явление – разлить что-то, опрокинуть, рассыпать, уронить, споткнуться и.т.д. И к этому нужно относиться с терпением и пониманием, с пониманием особенностей таких детей.

Не ругайте ребёнка за ошибки. Найдите то, что за что его можно похвалить. Ребёнок должен чувствовать себя успешным!
Есть педагоги, которые в результате деятельности ребенка замечают только ошибки и недочеты и в устной проверке и оценке работы уделяют внимание лишь этим ошибкам
«почему ты это сюда написал? Это что вообще? Ты что, не понимаешь что ли? Как вообще у тебя в примере 5+3 могло получиться 4?? Ты чем думал?» и.т.п. Такой подход в отношении особенных детей (да и обычных тоже) в корне неверен. Ребенку захочется дальше выполнять какие-то задания, что-то делать, если у него «всё не так и всё неправильно»? Думаю, даже взрослому бы не захотелось, а здесь – ребенок с особенностями развития, у которого и так нарушена тяга к познанию и усвоению нового.
Конечно, захваливать ребенка не нужно.
Но обратить внимание на то, что у него хорошо получается, или на какие-то, пусть даже самые маленькие успехи – просто необходимо, чтобы ребенок чувствовал, что он это может, что он способен, что он успешен.

Не раздражайтесь, если ребёнок не понимает, что вы от него хотите. Он имеет право не понимать. У особенного ребенка может быть серьезно затруднено понимание речи, ограничен пассивный словарный запас, замедлено понимание инструкций. Повторяйте, находите методы, с помощью которых можно донести информацию – наглядные методы, интонация, жесты. Вы должны быть спокойны и доброжелательны, даже если повторяете ребёнку одно и тоже в сотый раз. Это и есть одна из сторон работы дефектолога – доносить информацию доступно и понятно и расширять понимание речи ребенком.

Нельзя родителям говорить плохо о ребёнке, даже если ребёнок изрядно «нарушал дисциплину». Родители такие же люди как и педагоги, и находятся рядом со своим ребёнком практически круглосуточно. Поэтому, скорее всего, все проблемы в его поведении знают непонаслышке. Под словами «нарушал дисциплину» я имею ввиду различные нарушения поведения, которые могут встречаться у особенных ребятишек: агрессия, крики, залезание под парту, раскидывание различных предметов, а также предметов мебели и.т.д. И это, в каком-то смысле нормально. Любой дефектолог должен быть готов к такому поведению, потому что он изначально знает, что его может ждать. Да, должна вестись коррекционная работа, но это не значит, что педагог каждый раз должен жаловаться на ребенка и говорить что «с ним невозможно заниматься». Разговаривать с родителями нужно аккуратно и без намёка на претензии или жалобы, потому что вы должны работать вместе, в тандеме.

Если в конце дня с родителями всё-таки нужно поговорить о проблемах поведения ребенка, то делается это очень аккуратно. Сначала, обязательно, сообщается о ребёнке всё хорошее, что он сделал за день. Найдите это хорошее, пусть даже самую малость. А потом говорите о том, что у ребёнка пока(!) не получается.

В заключение хочу сказать – всегда помните о том, что дети чувствуют вас, ваше отношение к ним. Особенно хорошо это чувствуют неговорящие дети, и даже те дети, которые не понимают речь. Они улавливают все невербальные сигналы от вас: мимику, интонацию, положение тела, движения (которые вы обычно не можете контролировать, и которые «раскрывают» вас как книгу), и относятся к вам либо настороженно и отстранённо, либо с любовью и уважением - открываются и радуются вам.
Так что педагогам могу сказать с большой долей вероятности о том, что если ребёнок не хочет с вами контактировать - причина, скорее всего, в вас.
Надеюсь, что дефектологов и педагогов, которые пренебрегают этими простыми правилами, станет как можно меньше, а будут работать лишь такие, которые любят и уважают детей и любят и ценят свою работу.

С подпиской рекламы не будет

Подключите Дзен Про за 159 ₽ в месяц