Найти тему

Лики тщеславия

Самолюбование и тщеславие никогда не были чужды человечеству, но выглядели и трактовались они в разные века по разному.

Женщина, погруженная до Конца Света. Вельде Вингс. 2020 г.
Женщина, погруженная до Конца Света. Вельде Вингс. 2020 г.

Самым известным из "первопроходцев" тщеславия пожалуй является Нарцисс из греческой мифологии. Сын речного бога Кефиса и нимфы Лириопы был настолько прекрасен, что не мог никого полюбить. Когда юноша отверг любовь нимфы Эхо, та воззвала к богам и попросила их, чтобы юноша испытал все страдания безответной любви. И боги сделали так, чтобы Нарцисс полюбил самого себя. Он увидел в воде свое отражение и не смог оторвать от него глаз.

Как мы видим, Нарцисс совсем не был тщеславен от рождения, только холоден сердцем. Но не умение отвечать любовью на любовь считалось у жизнелюбивых греков преступлением против жизни и каралось. Ниспосланное богами тщеславие стало наказанием Нарцисса.

Следует отметить, что наказанием Нарцисса стала не любовь к себе как таковая, а ее, так сказать, пассивная сторона. Его трагедия состоит не в том, что он влюблен, а в том, что его любовь бесплодна и ограждает его от жизни. Захваченный в плен такой любви, Нарцисс проводит свою жизнь в пассивном любовании собственным отражением, теряя при этом, саму жизнь со всем ее многообразием.

Такая трактовка тщеславия просуществовала долгие годы и даже века, прежде чем христианство не разделило миры на земной и небесный. В Средние века жизнью подлинной стала считаться жизнь вечная, тогда как земная жизнь всего лишь тест - проверка, предназначенная для того, чтобы приписать вас с вашей душой к аду или к раю, в зависимости от духовных высот, которых вы способны достигнуть.

В Средние века к земной жизни и ее радостям, весьма скромным, надлежало относится сдержанно, любой повышенный интерес к "жизни бренной" трактовался как тщеславие. У тщеславия, трактуемого в этом ключе, даже есть свой собственный, поэтический термин - "суета сует". "Суета сует, — всё суета!", - гласил Экклезиаст и, вслед за ним, практически каждый, уважающий себя проповедник от V века до XV.

Идея о бренности земной жизни оказалась настолько живучей, что даже пережила Средние века и смело шагнула в эпоху Просвещения. В XVI веке у тщеславия даже появился свой живописный жанр Vanitas. Унаследовавший свое название все из того же Экклезиаста (Vanitas переводится с латыни как "суета сует"), этот жанр в живописи все же трактовал земную жизнь и ее наслаждения несколько иначе.

Картины жанра Vanitas - это, по большей части, натюрморты, где "творения рук человеческих" соседствуют с цветами или плодами. Но обязательным компонентом картин этого жанра являются кости - чаще всего человеческий череп. Эти картины не отрицают наслаждений земной жизни и даже демонстрируют, что земной путь человека может быть насыщенным и плодотворным и все же он не вечен ...

Тщеславие эпохи Просвещения подобно ее философам полно оптимизма. Пусть жизнь земная не вечна, но можно пройти этот путь достойно, внести свой вклад и оставить его людям, которые придут после тебя. Тщеславие не в самой жизни, а в чрезмерной привязанности к ней.

Впрочем, к концу второго тысячелетия нашей эры идеи философы Просвещения с их деятельным настоем и аскетическим оптимизмом были многократно высмеяны и основательно позабыты. А вот жанр "Тщеславия" в живописи практически воскрес. Его оживили художники - романтики, которые принялись наперебой рисовать картины с этим названием. Вот только тщеславие романтизма - это не натюрморт, а портрет.

У тщеславия викторианской эпохи как правило женское лицо. Это лицо прекрасной и роскошно одетой девушки, которая словно бы застыла с зеркалом в руках. Ее упоение собственной красотой так велико, что весь мир вокруг блекнет для красавицы и ускользает.

Интересно не только то, что античный Нарцисс был мужчиной, тогда как "Тщеслаивие" XIX века преимущественно женственно, но и то, что Нарцисс упоен исключительно своей красотой, тогда как девушки с викторианских картин почитают свое богатство ничуть не меньше, чем внешние данные.