Всем привет!
Эта поучительная история была поведана уже не совсем молодым, но еще курсантам, в середине 1980-х, во время войсковой стажировки на базе 69 АПИБ в г. Овруч на Су-17М3.
Сам город запомнился, прежде всего, безумно вкусным мороженым, которое продавали с мобильных тележек - открывали герметичную емкость, из которой сразу доносился аромат сладкого молока, зачерпывали холодную массу нуазеткой, вытаскивали шариком, аккуратно укладывали при покупателе во вкусные и хрустящие вафельные стаканчики. Ни до, ни после вкуснее мороженого не пробовал! А также своей компактностью, - за первый проход по городу всех повстречаешь, за второй проход всех запомнишь, а уже на третий с тобой все здороваются, как со старым знакомым.
В полку приняли хорошо - начитали технику безопасности, дали везде расписаться, приняли зачеты на знание техники и отправили на стоянку. Настоящую, не на учебном аэродроме училища, а с боевыми машинами, технарями всех мастей и плановыми полетами.
Техники самолетов, нас, будущих инженеров ВВС, по-отечески наставляли, учили азам профессии. Но, в первую очередь, было заявлено, что техник самолета - это хозяин самолета, в подтверждение положений НИАС-78, а по сему, имеет за должность 120 рублей и обязательную фляжку, особенно в день полетов, - то есть, те самые 120 плюс фляжка. Кстати, уже офицером в строевой части, пройдя ступень техника самолета, будучи начальников ТЭЧ звена, периодически, в шутку, аргументировал командиру звена, когда он спрашивал меня, а не старших летчиков, которые получали доплаты за руководство личным составом экипажей, как дела, имея в виду, как там четыре старших техника самолета и четыре механика, что мой статус 125 без фляжки, а четыре Боевых Авиационных Комплекса находятся в исправном состоянии на стоянке и зачехлены. После чего командир уже обращался с такими вопросами к командирам экипажей.
Но речь пойдет, все-таки, про фляжку. В полку поведали технарский эпос про случай, который приключился, как водится, именно в этом полку с опытным техником самолета, которого начал очень сильно и крайне необоснованно обижать инженер эскадрильи, - перестал на полетах наполнять ту самую технарскую фляжку!
За подобную личную обиду всегда можно грамотно отомстить с помощью любимой матчасти и командира экипажа.
Решил техник дать грамотный бой инженеру. В первый раз, на замечания летчика, что стекло фонаря кабины грязное и все в копоти от кондиционирования, просто ответил, что это нормально и будет теперь впредь всегда, потому что инженер не выдает спирт для протирки.
Конечно, инженеру на разборе было высказано о недопустимости такого подхода к подготовке кабины летчика. Но инженер знал, что стекло протирается парами, чем угодно, но не спиртом, и что фляжка нужна совсем не для этого. И решил плеснуть технику разбавленного спирта, чтоб неповадно было комэске подставлять. Но опытный техник, спирометром выявил сей недостаток, и стекло по причине выдачи некачественного спирта осталось не совсем чистым.
Попытку инженера повысить плотность разбавленного спирта путем добавления соли техник провалил пробой на вкус. И снова стекло осталось не совсем чистым. Снова замечания экипажа с разбором.
Инженер решил привести спирт в полную питьевую негодность добавлением керосинчика. В ответ техник самолета протер тщательно стекло, а за приборку положил маленькую выжатую после окунания в отстой керосина тряпочку. Тут уже летчик просто устроил скандал, что в кабине весь полет керосином воняет, аж дышать в маске невозможно, на что получил грамотный ответ, что выдаваемый спирт не чистый, а отработка какая-то...
В итоге, инженер был пристыжен, фляжка теперь наполнялась кондиционным продуктом, а стекло кабины изнутри всегда было чистым!
Все-таки, техник самолета главный, и свои 120 плюс фляжка отрабатывает честно!
Всем удачи!