Итальянская неправительственная организация ввела новую экологическую маркировку, которая будет присуждаться грузовым и круизным компаниям, которые принимают меры для предотвращения столкновения своих судов с китами. Всемирная организация Sustainability запустила новый кит-safe метки.
Инициатива была вызвана участившимися случаями столкновений китов и кораблей. По оценкам, 80 китов ежегодно умирают только на западном побережье США из-за столкновений. Кроме того, исследователи установили, что каждый пятый кит, выброшенный на мель в Средиземном море, имеет следы столкновения с кораблем.
Данные, собранные Международной китобойной комиссией (IWC), содержат записи о глобальных столкновениях судов, но комиссия признает неточность данных на основании того факта, что экипаж некоторых крупных судов даже не распознает, когда происходит столкновение, а многие о столкновениях не сообщается.
Whale-Safe был вдохновлен программой «Безопасность дельфинов». В 1980-х годах было установлено, что дельфины умирали в рыболовных сетях, предназначенных для ловли тунца. В результате возникла необходимость защитить дельфинов от безрассудных программ ловли рыбы. Успех программы рассматривается как нечто, что может быть воспроизведено в других областях.
В рамках предлагаемой программы суда будут проходить тщательную проверку на предмет соответствия требуемым стандартам и получать маркировку Whale-Safe. Согласно критериям, суда должны иметь системы наблюдения за китами, которые будут работать круглосуточно и без выходных.
Хотя эта инициатива получила широкую поддержку, она также вызвала критику.
«Предлагаемое ими решение, кажется, почти полностью сосредоточено на идее обнаружения и избегания китов, чтобы уменьшить столкновения с кораблями, что, как правило, не считалось особенно эффективной стратегией», - сказал Джон Каламбокидис, биолог из исследовательского коллектива Cascadia в Вашингтоне.
Программа также потребует от судов соблюдения местных правил, таких как требования к скорости, и выбора определенных навигационных маршрутов, чтобы избежать столкновений. Программа будет отслеживать соблюдение требований путем сотрудничества с местными организациями. Несмотря на это, по-прежнему существует проблема оценки эффективности программы. Критики говорят, что даже если с программой будут работать волонтеры, будет сложно отслеживать ее соблюдение.