Данная статья создана для тех, кто решил сдавать егэ по литературе. Если Вы столкнулись с проблемой понимания лирики, то надеюсь эта статья поможет вам в решение этой проблемы.
Год и история написания:
Стихотворения было написано в 1822 году. В это время Пушкин находился в южной ссылки за свои антикрепостнические стихи. В ссылки поэт был подавлен, он испытывал скуку без своих друзей и родных. Как мы помним в стихотворение "Узник", мы сталкиваемся с образом заточенного в клетку орла. Но мало кто знает, что Пушкин столкнулся с этим явлениям во время своей ссылки. Когда поэт прибыл в кишеневский острог, он увидел ручного орла, которому обрезали крылья.
Тематика:
Свободы. Это прослеживается в последнем четверостишие.
"Мы вольные птиц, Пора, брат, пора"
Проблематика:
Личная и творческая свобода, но в случае с поэтом, его проблема заключается в несвободе, заточении.
Идея:
Никто и ничто не сможет запретить человеку творить, как он считает нужным.
Пафос:
В произведение отчетливо чувствуется тоска по дому, печаль человека, находящегося в заточение, горячее стремление к свободе.
Жанр- лирическое стихотворение
Направление- романтизм с присутствием романтического двоемирия
Размер- амфибрахий
Рифма: смежная или парная (ААВВ) и мужская ( с ударением на последний слог)
Характеристика лирического героя:
Герои произведения – узник и орел. Общность их стремлений неоднократно подчеркивается автором. Узник называет птицу «товарищем» и предполагает, что у них единый замысел – вырваться на волю.
Как раскрывается произведение ( в система образов, в композиции, в языковых средствах выразительности):
Композиция - линейная
- Первая строфа это экспозиция и завяска. Узник сидит в темнице, смотрит в окно и так далее.
"Сижу за решеткой в темнице сырой.
Вскормленный в неволе орел молодой,
Мой грустный товарищ, махая крылом,
Кровавую пищу клюет под окном,"
- Вторя строфа-кульминация. Узник воспринимает птицу как товарища. Ему кажется, что орел понимает и полностью одобряет желание лирического героя вырываться из заточения.
"Клюет, и бросает, и смотрит в окно,
Как будто со мною задумал одно.
Зовет меня взглядом и криком своим
И вымолвить хочет: «Давай улетим! "
- И треть строфа- развязка. Узник представляет себя рядом с орлом. Они оба- вольные птицы, и никто не сможет их остановить.
"Мы вольные птицы; пора, брат, пора!
Туда, где за тучей белеет гора,
Туда, где синеют морские края,
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..."
Средства художественной выразительности:
Антитеза: противопоставление воли и неволи.
Сравнение: узник сравнивает себя с вольной птицей.
Эпитеты:
- сырой
- молодой
- грустный
- вольные
Олицетворения:
- орел – товарищ,
- ветер гуляет.
Инверсии:
- темнице сырой
- орел молодой
Заключение:
Значение:
Узник – это своеобразное отражение состояния Пушкина, находящегося в ссылке за собственное творчество. Орел – символ свободы, воли, причем не столько физической, сколько свободы творческого самовыражения.
Сопоставление с другими произведениями:
Для решения задания 17 на егэ по теме свободы в лирических произведения, Вы можете также рассмотреть такие варианты как:
М. Лермонтов
- «Узник» «Отворите мне темницу,/Дайте мне сиянье дня»
- «Парус» (вечное духовное беспокойство, вечный поиск и тревогу рождает стремление к свободе)
А.Пушкин
- Ода «Вольность» «Хочу воспеть свободу миру,/На тронах поразить порок!»
- «К Чаадаеву» Свобода- это возможность реализации «души прекрасных порывов».
Если Вас заинтересовала моя работа, кстати она моя первая, то я буду дара развиваться дальше. Если это выло Вам полезно, то я буду рада помогать вам с анализами других стихотворение.
Ссылки на сайты с взятой информацией:
http://hronika.su/
https://school-ethiopia.ru/analiz-stihotvorenij/
https://literoved.ru/analiz/analiz-stixotvorenij/
Спасибо за прочтение! Успехов вам!