Найти тему
Олег Еверзов

Здание вокзала железнодорожной станции Тихвин

Те, кто знает меня довольно давно, в курсе, что я увлекаюсь фото-коллекционированием зданий железнодорожных вокзалов. Красивых и не очень, но исторически значимых старых домиков. Делю их на дореволюционные, советские и современные. В Тихвине мне попалось одно из таких строений. О нём и хочу рассказать в этой заметке.

Для начала скажу, что к настоящему времени у меня сложилось несколько фото-коллекций, которые изначально я публиковал Вконтакте, а теперь перешёл на Дзен.

  • Дореволюционные железнодорожные вокзалы

Часть 1: vk.com/wall327458_29291
Часть 2:
vk.com/wall327458_31002
Часть 3:
vk.com/wall327458_33683
Часть 4:
vk.com/wall327458_39401

  • В ожидании имперской подборки номер 5 (должно набраться новых 10 штук)
  1. Здание вокзала жд станции Вышний Волочёк: vk.com/wall327458_39513
  • Советские железнодорожные вокзалы

Часть 1: vk.com/wall327458_33275
Часть 2:
vk.com/wall327458_37997

  • В ожидании советской подборки номер 3 (должно набраться новых 10 штук)
  1. Здание вокзала жд станции Сланцы: vk.com/wall327458_38169
  2. Здание вокзала жд станции Громово: vk.com/wall327458_39175
  3. Здание вокзала жд станции Пелла: vk.com/wall327458_39205
  • Финское наследие (период после распада Российской империи и до СССР)
  1. Здание вокзала железнодорожной станции Хуухканмяки (1924 год): vk.com/wall327458_37628
  • Постройки 1990-х годов
  1. Здание вокзала железнодорожной станции Рахья: vk.com/wall327458_39384
  • Отдельно
  1. Локомотивное депо жд станции Окуловка: vk.com/wall327458_36371
  2. Локомотивное депо жд станции Яккима: vk.com/wall327458_37625
  3. Локомотивное депо жд ст. Малая Вишера: vk.com/wall327458_39205
  4. Инфраструктура жд станции Оредеж: vk.com/wall327458_37512
  5. Инфраструктура жд станции Тверь: vk.com/wall327458_38410
  • Современные вокзалы
  1. Здание вокзала жд станции Антропшино: vk.com/wall327458_38829

А теперь продолжим про вокзал города Тихвин.

Как пишет Википедия...

Идея постройки Северной железной дороги Санкт-Петербург — Вологда витала в воздухе 30 лет. Ещё в 1870 году изыскатели Волоцкий, Каменщиков, Сорокин и Ланской составили подробную карту, снабдив её «Запиской о железной дороге к Вологде. Однако, по ряду причин в то время проект реализован не был.

-2

Тихвинцы, находящиеся на расстоянии 131,5 верст от Николаевской железной дороги и 80 верст от пароходной пристани на реке Сясь, были вынуждены для сообщения с губернским центром и столицей пользоваться почтовыми трактами. Такие путешествия стоили дорого, были хлопотными и занимали много времени.

-3

Поэтому Тихвинская Городская Дума ходатайствовала перед правительством о том, чтобы планируемая дорога Санкт-Петербург — Вологда — Вятка непременно пролегла через Тихвин. В подкрепление своей просьбы тихвинцы на специальном заседании Городской Думы обязались бесплатно отвести нужный для вокзала участок городской земли размером 85 десятин.

-4

5 мая 1901 года Николай II утвердил направление железнодорожной линии Санкт-Петербург — Вятка через Тихвин и Вологду. Мало того, 1 сентября 1901 года он подписал указ об отчуждении земель для строительства железной дороги за вознаграждение.

-5

К строительству Северной железной дороги Санкт-Петербург — Вологда — Вятка приступили в ноябре 1901 года. Строительство всей железной дороги Санкт-Петербург — Вологда — Вятка велось под руководством начальника строительства инженер-генерала В. А. Саханского. Грандиозные по тому времени сооружения — мосты через Волхов и Шексну — возводили инженеры В. А. Фесенков и И. Ф. Пальмгрен.

-6

На станциях Тихвин, Бабаево и Череповец появились вокзалы-близнецы. В них имелось по два зала ожидания (для пассажиров первого, а также второго и третьего классов), буфет, кабинеты для начальника станции и жандарма, а также ватер-клозеты, причём только для дам.

-7

Около вокзала открывались разного рода торговые заведения: казённая винная лавка, портерная, чайная, закусочная и, наконец, мелочные лавки. Были построены даже никогда не бывалые здесь торговые бани.

-8

За 1904—1905 год возвели деревянные бараки для проживания железнодорожников, бетонированные погреба-холодильники, амбулаторию, склады, пакгауз, стрелочные будки, водонапорную башню, мастерские, паровозное депо на 8 локомотивов. Цифры, обозначающие год его постройки — 1904, и сейчас можно различить на верхней части фасада депо

-9

Движение пассажирских поездов на всем протяжении пути Санкт-Петербург — Вологда — Вятка открылось 1 января 1906 года.

-10

В 1987 году был проложен второй путь, станция расширена и реконструирована. В 1990 году началась его реставрация, которая продолжалась пять лет. Сделав значительную перепланировку внутри, фасад восстановили почти в том же виде, в котором он предстал перед тихвинцами в начале века и каким его запечатлел на своей фотографии А. М. Кузнецов.

-11

Рядом построили два современных корпуса.

-12

Очень жаль, что при этом снесли прекрасную каменную часовню в русско-византийском стиле.

Источник: sobory.ru/photo/267754
Источник: sobory.ru/photo/267754
Источник: pastvu.com/p/409055
Источник: pastvu.com/p/409055

В 2004 году здание вокзала было капитально отремонтировано, перрон вымощен тротуарной плиткой. Именно сюда, на Тихвинский вокзал, 8 июля 2004 года прибыл железнодорожный состав, в котором находилась возвращённая из Чикаго святыня православного мира Тихвинская икона Божией Матери. Кроме того, на здании вокзала имеется мемориальная доска, посвящённая событиям Великой Отечественной войны.

-15

Такова история железнодорожного вокзала в г. Тихвин. Если вам было интересно, то почитайте про великолепное веерное депо и водонапорную башню. Я про них писал ранее! Эти объекты периода Российской Империи прекрасны!

На этом про железнодорожную инфраструктуру Тихвина всё! Подписывайтесь на канал! И не забывайте ставить лайки, а также писать комментарии, если вам есть что рассказать! Было бы интересно послушать!