Литиевые батареи (литий-ионные аккумуляторы, Li-ion и Li-Polymer) считаются опасным грузом (9 класс опасности категории «прочие опасные грузы» согласно правилам ООН UN3480, UN 3481, UN3090, UN3091).
💬 Но если это такое опасное изделие, тогда почему его перевозят обычные транспортные компании, курьеры и доставщики?
🔋 Neovolt.ru ➡ Блог ➡ Безопасность
Перевозка литий-ионных аккумуляторов разрешена при соблюдении правил
Соблюдение правил исключает вероятность:
- контакта элементов между собой;
- контакта с иными токопроводящими материалами;
- перемещения/смещения внутри упаковки во время транспортировки.
Это основные требования безопасности перевозки литий-ионных аккумуляторов. Но есть ещё и дополнительные при различных условиях (внутри оборудования, объёмы партий и так далее). Полный свод указан в правилах UN3480 и UN3090.
👉 8 стандартов безопасности Li-ion, благодаря которым «бомба» в кармане ещё не убила вас.
Литиевые батареи должны соответствовать этим требованиям. Если весь свод выполнен (упаковка, маркировка, испытания, разрешения), то такие аккумуляторы предлагаются для транспортировки по воздуху, автомобильной и железной дорогам, либо по воде.
Что плохого может случиться, если немного нарушить правила?
Литиевые батареи представляют опасность с химическими реакциями и электрическим током. Даже небольшое отклонение от какого-нибудь одного правила приводит к повышению рисков уничтожения имущества или даже угрозы жизни людей.
Аккумуляторы Li-ion представляют опасность:
- химический ожог из-за утечек электролита;
- удушье из-за утечек скопившегося газа;
- пожар из-за короткого замыкания и теплового разгона;
- поражение электрическим током.
Батареи Li-ion могут быть опасны при транспортировке, если:
- не упакованы (просто сложены в открытом виде или плохо упакованы с нарушениями);
- неправильно хранились/хранятся (например, на солнцепёке или у радиатора отопления);
- перезаряжены (например, заряжены не до 40-50% перед транспортировкой, а до 4,2-4,4В на ячейку);
- имеются дефектные ячейки (очевидный брак).
🔥 Литий-ионный аккумулятор подвержен тепловому разгону, цепной реакции и резкому высвобождению накопленной энергии.
Большинство производимых сегодня литиевых батарей содержат горючий электролит и имеют высокую плотность энергии. Перегрев и воспламенение происходят в редких определенных обстоятельствах. Однако в случае возгорания их трудно (а точнее даже невозможно) потушить.
Список тех, кто отвечает за безопасность перевозки литий-ионных аккумуляторов
- Грузоотправитель (складское предприятие, интернет-магазин или даже просто физическое лицо) — независимо от того, отправляете ли вы одну батарею, комплект батарей на поддоне или устройство с батарейным питанием, безопасность вашей посылки и людей, которые с ней работают, зависит от соблюдения правил перевозки.
- Производитель (тот, который непосредственно производит аккумулятор Li-ion) — по соображениям безопасности литиевые батареи должны подвергаться серии испытаний конструкции (подробнее, что именно тестируют).
- Пассажиры (простые граждане, путешествующие, например, авиатранспортом) — если вы планируете поездку, то можно взять с собой портативный компьютер, мобильный телефон, фотоаппарат или другие устройства с питанием от литий-ионного аккумулятора, которые относительно безопасны (минимальный риск), когда содержатся внутри гаджетов; в том числе можно брать с собой и запасные батареи при условии их упаковки в ручную кладь, если приняты меры по защите от короткого замыкания (изолента на контактах, например).
👉 11 инцидентов в 2021-м со взрывом Li-ion прямо в самолёте
***
Действительно литий-ионные аккумуляторы (Li-ion и Li-Polymer) потенциально опасны. Но если соблюдать правила эксплуатации, хранения и перевозки, то все существующие и известные науке риски будут минимальны настолько, что запрещать их нецелесообразно в отношении к той пользе, которую они приносят человеку.
Несколько примеров с внутренними правилами перевозки Li-ion:
Читайте также
⭐ Li-Ion аккумуляторы: плюсы и минусы литий-ионных аккумуляторов