Хвалебные речи о превосходном приёме и подготовке Швейцарией саммита, равно как и рассуждения о возвращении Соединенных Штатов на международную арену, несомненно, оправданы, но в них ни слова о том, почему встреча Владимира Путина и Джо Байдена 16 июня имела столь большое значение.
Первое наблюдение
На дипломатическом уровне, если сам саммит не привёл, как уже было сказано, к какому-либо заметному прорыву, он позволил начать процесс оттепели между двумя державами. И Путин, и Байден согласились с этим. Это не впечатляет, но является значительным шагом вперёд, учитывая, что отношения между Соединёнными Штатами и Россией в последние годы стали просто ужасными. Череда санкций и контрсанкций с 2014 года создала замкнутый круг, конца которому не видно, а западная пресса, опьянённая собственной пропагандой, в колонке за колонкой и в новостях поносит «самодержца Путина», не пытаясь понять российскую точку зрения.
В дополнение к восстановлению дипломатических отношений и возвращению послов, консультациям по кибербезопасности и разоружению, мы можем ожидать, что политика санкций будет приостановлена, если не отменена, но это займет годы. Это пока совсем не прорыв, а дальнейшие переговоры будут однозначно сложными.
Китайская карта
Это, конечно, важные моменты, но они второстепенны по сравнению с тем, что стоит на кону этой встречи – рост могущества Китая. В этом смысле можно сказать, что вчерашняя встреча стала логичным продолжением в переносе интересов США, начатом Обамой в 2011 году и продолженным в грубой и хаотичной манере Трампом, с западного направления на восточное.
Другими словами – американские интересы отныне сконцентрированы на азиатской зоне, а не на Европе и Ближнем Востоке.
Начав вывод войск из Афганистана и встретившись с Путиным, Джо Байден фактически подтвердил этот выбор демократов. Напомним, что демократы, следуя за Хиллари Клинтон во время кампании 2016 года и последовавшего за ней катастрофического «рашиагейта», всегда были на стороне неоконсерваторов, считающих Россию врагом № 1 для Соединённых Штатов.
США сейчас понимают, что у них нет шансов одержать верх над Китаем, если, во-первых, они не сомкнут ряды своих союзников по G7 и НАТО, как это сделал Байден в последние несколько дней, и, во-вторых, позволят России превратить свое экономическое сотрудничество с Пекином в военный альянс. Такая экономическая и человеческая мощь в сердце главного континента мира сразу же оттеснила бы Америку на периферийные острова, несмотря на всю её военную мощь.
Саммит в Женеве позволил России занять третье место на мировой арене, способной выступить арбитром в балансе сил между Вашингтоном и Пекином.
С этой точки зрения Путин, как всегда, прекрасно понял ставки. Вчерашняя встреча позволила ему вернуть Россию на мировую арену, сделав её третьей мировой державой, способной выступить арбитром в балансе сил между двумя новыми мировыми сверхдержавами. Для России, низведённой западными журналистами до ранга региональной и маргинальной державы после катастрофических 1990-х годов, и понимающей свои слабости, это отнюдь не маленькое достижение.
Пекин, чья пресса уже несколько недель бьёт тревогу по поводу возможных последствий этой встречи для отношений с Россией, не ошибается. Она (пресса – прим.Ред.), которая с 1972 года играла с Соединенными Штатами против Советского Союза, знает цену двусмысленным союзам. И она знает, что Путин не забыл робость китайской поддержки, когда в 2014 году Россия в очередной раз подверглась остракизму со стороны Запада. Пекину придётся удвоить внимание к своему большому северному соседу, что не может не радовать Москву.
Ренонс Европы*
(* Ренонс - игра не в масть при наличии возможности (карточный термин. прим. – Ред.)
Проигравшие в этой большой игре – европейцы, которые продолжают разыгрывать сценарий холодной войны и давать уроки прав человека, после того, как в конце прошлой недели на саммитах G7 и НАТО позволили Соединённым Штатам вновь вассализировать себя.
В июле должен состояться саммит Россия-Европа, но сомнительно, что он перетасует карты, поскольку европейские политики и СМИ по-прежнему сосредоточены на вопросах, совершенно второстепенных за пределами Европы, таких как дело Навального и Беларусь. Однако именно Европа должна была бы сыграть роль третьей силы, арбитража и умиротворения между США и Китаем.
После вчерашней встречи Европа отстала от графика, и ей предстоит проделать большую работу, чтобы вернуться на прежний уровень.
Конечно, реализация этого нового планетарного порядка потребует времени. Много времени. Будет сопротивление, будут неудачи, особенно в Вашингтоне. Навязчивые идеи момента – попытки отравления и другие операции по дестабилизации России – будут продолжать доминировать в журналистских и политических заголовках. Но, начиная со вчерашнего дня, скорее всего, им не удастся сорвать установление этого нового мирового порядка, настолько острой стала для США необходимость сдерживать Китай.
Текст: Ги Меттан, швейцарский журналист, политолог //SA
Перевод: Михаил Гусаров //SA
-----------------------------------------------------