Зомби-тематика за свою не многолетнюю историю порядком исчерпала себя. Когда в 1968-м году вышел культовый фильм Джорджа Ромеро «Ночь живых мертвецов», никто и думать не мог, что плотоядные трупы настолько сильно вклиняться в поп-культуру. С той поры сеттинг и сюжеты подобных картин практически не изменились – динамика коснулась лишь внешнего вида зомби (с течением времени грим на их теле стал более сложным и детализированным), а также их способности быстрее передвигаться на зависть мастеровитым спринтерам вроде Усэйна Болта. Чтобы как-то удивить зрителя, нужно сделать что-то из ряда вон – как тот же Рубен Фляйшер в своем «Добро пожаловать в Zoмбилэнд», скрестив чистую эксцентрику с фильмом ужасов про зомби. Но если положить болт на оригинальные фишки, если не пытаться внести что-то своё, то результат будет как в британском мини-сериале «Тупик».
Завязка стандартна – в мир неожиданно ворвались зомби, стали есть всех подряд и распространять свою бациллу, из-за которой укушенные спустя какое-то время превращались в ходячих мертвецов. Единственная оригинальная идея, которая могла бы выделить сериал на фоне других подобных произведений, заключается в том, что основное действие происходит на студии, которая записывает реалити-шоу «Большой брат». Пока её участники спокойно строят любовь, за стеной с большим аппетитом пережевывают создателей этой программы. Здесь бы сделать сюжет, в котором герои бы до конца не знали, что всё это не часть шоу, а взаправду, но авторы решили сделать очередную историю про выживание в безумном мире.
Создатели сериала не стали в полной мере использовать свой основную идею от слова совсем, вместого этого сосредоточившись на героях. И это было большой ошибкой, потому что все персонажи настолько разношерстные, что в какой-то момент их взаимоотношения напоминают комедию. Но когда же все они сталкиваются с зомбаками, то на поверку выясняется, что есть основная героиня, которая изо всех сил борется за свою жизнь, пара персонажей ни рыбы, ни мяса, и несколько болванчиков, не влияющие на сюжет от слова совсем. Позабавить может лишь главный режиссёр реалити-шоу, который своими дерзкими и безумными выходками может заставить улыбнуться (и даже посмеяться), но подобный эмоциональный контраст резко резонирует на фоне абсолютно равнодушия по отношению к другим героям. Зато щепотку ненависти к происходящему добавит абсолютно отвратительное решение использовать трясущуюся камеру и грубый монтаж. Да, динамике сценам это добавляет, но иногда абсолютно непонятно, что происходит на экране.
Естественно, сериал не мог не процитировать некоторые культовые работы поджанра. Но делает он это настолько убого, что аж смешно. Если перед этим мини-сериалом пересмотреть (или впервые увидеть, что я крайне рекомендую) картину «Рассвет мертвецов» (2004) Зака Снайдера, то может возникнуть сильнейшее чувство дежавю. Оно будет возникать на протяжении каждой из 5-ти серий, не единожды и даже не дважды. Какие-то сцены, реплики, ситуации и кадры будут вновь отсылать к дебютной работе Снайдера. Из-за чрезмерного насыщения этими отсылками возникает стойкое мнение, что авторы попросту паразитируют на этом фильме, не желая придумать что-то новое. В статье про последнюю работу Снайдера я негодовал из-за неуместности отсылок в тех или иных сценах. Так вот, забираю свои слова обратно – оказывается, что цитировать другие фильмы можно гораздо хуже.
Несмотря на крайне негативный отзыв в сторону сериала «Тупик», он всё равно стоит внимания. Да, герои и ситуации шаблонны, да, в нём нет ничего нового. Даже социальный подтекст об чрезмерной увлечении телевидением сделан настолько тонким слоем, что его словно вовсе нет. Однако здесь крайне удачно задействовано умение зомби быстро бегать, как это было в картине Дэнни Бойла «28 дней спустя» (2002), а чувство тревоги действительно не отпускает до самого конца сего действа. В плюс идет также крайне маленький хронометраж (1 серия на 45 минут и 4 по 25) и, конечно же, кровь, кишки, расчлененка в обильном количестве и смаковании крупным планом, словно сам Джордж Ромеро дорвался до съемок. Вдобавок, с небольшим вкраплением чёрного юмора сериал иногда напоминает «Живую мертвечину» (1992) Питера Джексона, так что положительные эмоции гарантированы. Как аттракцион "Тупик" работает как надо, но а большего от него ждать, само собой, не стоит.