Найти в Дзене

Как оформить отношения и платить самозанятым, чтобы ничего не нарушить

Оглавление

Часть задач практически в любом бизнесе можно отдать на аутсорс или поручить независимым специалистам, которые оформлены как плательщики НПД. В работе с самозанятыми есть как плюсы, так и минусы — мы детально рассмотрели их в статье для своего блога. Здесь коротко расскажем, в каких случаях стоит сотрудничать с такими специалистами, и что учесть, чтобы это не вызвало вопросов у налогового инспектора.

минусы работы с самозанятыми
минусы работы с самозанятыми

Плюсы работы с самозанятыми

  1. Не нужно оплачивать больничные, отпуск, отчисления в фонды, покупать канцтовары и обслуживать оргтехнику, выделять место в офисе. Единственный расход — оплата задач, которые для вас выполнили.
  2. Процедура оплаты предельно простая — вносите сумму на карту, перечисляете на электронный кошелек или выдаете наличными, а самозанятый предоставляет чек, которым вы подтвердите расход.
  3. Проще разойтись, если качество работы вас не устроит. Штатного специалиста сложно уволить без веских оснований, а с самозанятым можно в любой момент прекратить сотрудничество.

Минусы работы с самозанятыми

Налоговая может по некоторым признакам заподозрить, что вы пытаетесь подменить трудовые отношения гражданско-правовыми с целью оптимизации расходов. Инспектор вероятнее всего заинтересуется вами, если:

  1. У самозанятого нет других заказчиков, он работает только на вас.
  2. Договор похож на трудовой: в нем есть график работы, указание на место осуществления деятельности, требование соблюдать внутренний распорядок компании и т. п.
  3. Самозанятый таковым не является: еще не зарегистрировался или потерял статус.
  4. Самозанятый — ваш бывший сотрудник, с момента увольнения которого не прошло двух лет.

Выявив нарушение, сотрудник ФНС доначислит НДФЛ и взносы в фонды за все время сотрудничества и обяжет вас их уплатить. Могут и оштрафовать на сумму от десяти до ста тысяч рублей.

Как платить самозанятым, чтобы можно было списать оплату их услуг в расходы

Оплачивать услуги самозанятого можно наличными, на карту или электронными деньгами.

Основанием для оплаты является акт выполненных работ, который вы подписали, подтвердив тем самым своевременное оказание услуг надлежащего качества.

Получив деньги, самозанятый не позднее девятого числа следующего месяца обязан выдать чек, без которого вычесть оплату из налогооблагаемой базы вы не сможете. Если вы не получили чек, можете пожаловаться в ФНС, т. к. это нарушение, за которое плательщиков НПД штрафуют.

Если исполнитель вернул вам деньги, он аннулирует чек, а вы должны будете заново рассчитать расход и сумму налога к уплате.

Теперь вы знаете, какие плюсы и минусы есть у работы с самозанятыми, а также как платить самозанятым, чтобы иметь возможность вычесть оплату их услуг из налогооблагаемой базы. В статье в нашем блоге найдете также информацию о том, какие «подводные камни» есть у сотрудничества с самозанятым бухгалтером.