На смену рабовладельческому строю приходит новая экономическая формация - Феодализм.
Феодализм – это новая форма хозяйствования, которая начала зарождаться в поздней период Римской империи.
Основными признаками которой является:
1. земля принадлежала крупному землевладельцу;
2. крестьяне не могут продавать свой надел;
3. земледельцы должны были уплачивать ренту владельцу земли;
4. продажа хозяином наделов происходила вместе с крестьянами.
В период заката Римской империи свободные граждане и вольноотпущенники имели право обрабатывать чужую землю за вознаграждение и таким образом они переходили в разряд зависимых землевладельцев. У них не было в собственности земли, которую нельзя было продать, но они были свободными в других отношениях. Этот класс крестьян получил название Колонов. Из этого класса постепенно формируется класс феодальных крестьян. Но надо сказать, что наряду с колонами существовали другие земледельцы: сервы и либертины. Не зависимо от первоначального статуса, все крестьяне постепенно приобретают определённые права и другую форму зависимости от крупного землевладельца, по сравнению с рабовладельческим строем.
Основными источниками экономических мировоззрений того времени считаются различные законы, которые называются «Правды» и церковные Каноны.
Мыслители этого времени сходились в том, что главной отраслью является земледелие. Выступали за натуральное хозяйство.
Августин Блаженный (354-430гг.) был приверженцем натурального способа производства, осуждал язычество выступал за монотеизм, был за натуральный обмен, но вместе с тем признавал мелкую торговлю, был против ростовщичества, спекуляции, коммерческой прибыли. Выступал против накопления отдельными людьми капитала, но поддерживал богатство церкви. Его мысли долгое время влияли на мировоззрение средневекового мира.
В XII-XIVвв. Католическая церковь достигает достаточного могущества. Она скапливает в своих руках большие богатства. Получает обширные земли в свое владение.
Богословом и философом того времени является Фома Аквинский (1225-1274 гг.) Его интересовали различные экономические вопросы. Выступал в защиту частной собственности и распределение её по сословиям. Теория справедливой цены занимает центральное место в его учении. С одной стороны, он выступал за то, что правильными ценами являются цены, основанные на трудозатратах, а с другой включал сословный элемент определяющий справедливую цену. В этой концепции Фома Аквинский обосновывал сословные привилегии знати и церкви. Считал справедливой взимание земельной ренты, как плату за управление хозяйством. Как и многие предшественники, считал крупную торговлю и ростовщичество грехом, но по мере развития экономических взаимоотношений его отношение к этому менялось.
В XIV-XVI вв. западную Европу охватили крестьянские восстания. Правители требовали деньги на возрастающие военные расходы. Основными налогоплательщиками были крестьяне, которые и так жили крайне скудно. Сословные привилегии по уплате налогов еще больше усугубляли недовольство народа. Чума и несколько лет неурожая выливается в широкомасштабное противостояние дворянства и крепостных. Появление секты Лоллардов (средневековая религиозная христианская община социально-уравнительного характера, возникшая из религиозно-благотворительных братств, появившихся в начале XIV в. в Германии и Нидерландах.) послужило дополнительным фактором обострения сложившейся ситуации. Феодальная система хозяйствования входит в период кризиса.
Список использованной литературы для написания статьи
1. Сорвиров, Б.В. История экономических учений: курс лекций / Б.В. Сорвиров. – Москва: Экзамен, 2008. – 382 с.
2. Варрон Сельское хозяйство, перевод с латинского и вступительная статья М.Е. Сергиенко - Москва-Ленинград, Издательство Академии Наук СССР, 1963г
Интернет ссылки
1. Серваж (https://ru.wikipedia.org/wiki/Серваж)
2. Колон (https://ru.wikipedia.org/wiki/Колон_(сословие))
3. Либертинизм (https://ru.wikipedia.org/wiki/Либертинизм)
4. Фома Аквинский (https://ru.wikipedia.org/wiki/Фома_Аквинский)
5. Крестьянские восстания средневековой Европы (https://ru.wikipedia.org/wiki/Народные_восстания_в_Европе_позднего_Средневековья)
6. Лолларды (https://ru.wikipedia.org/wiki/Лолларды)