Так сложилось, что всё в нашей стране происходит в Москве или иногда в Санкт-Петербурге. В этих двух городах и их окрестностях происходила вся отечественная история, кроме войн и завоеваний, и вся культура. Остальная Россия, почти с континент размером, лишь фон событий, абстрактные точки на карте.
В последние годы в самом массовом виде отечественного искусства, в сериалах, наметилось обратное движение. Продюсеры всё чаще загоняют своих персонажей в русскую провинцию. О том, почему это происходит, я хочу поразмышлять в конце. В первую очередь мне интересны образы глубинки. Такими её видят режиссёры и сценаристы транслируют своё восприятие зрителям.
"Там на неведомых дорожках следы невиданных зверей..." -- так можно описать первую локацию. Действие сериалов "Топи" и "Территория" происходит в деревне. Дикость, мерзость запустения, кровосмешение, полубезумные старики, алкоголические деграданты, ведьмы и суеверия.
Этакий отечественный вариант американской франшизы "Поворот не туда". Никого не спасти, только бежать!
Окраины и промзоны. В сериалах "Метод" и "Хороший человек" Россия предстаёт страной неизбывного совка. Неряшливые бедно одетые люди живут в ветшающих спальных районах на окраинах промзон. В воздухе висит ощущение социального и экологического бедствия.
Кажется сама атмосфера заставляет их ненавидеть окружающих придумывать самые изощрённые способы умерщвления. А чем ещё там заняться?
По дороге в Мандалай. Русский Юг в "Чиках" очень ярок, экзотичен и притягателен. Ты почти чувствуешь запах свежих абрикосов и ароматного люля. Но люди как всегда всё портят. Проститутки, дальнобойщики и бутафорские казаки -- они же бандиты. Над персонажами довлеет атмосфера косного и лицемерного патриархата.
Мужики с таким зверским упоением издеваются над женщинами и детьми, что включается защитный механизм отрицания -- такого не может быть!
Ламповый Смоленск. "Вампиры средней полосы" -- очаровательная добрая и местами страшная сказка. Город красив, стар и уютен, как дедушкино кресло-качалка. Люди занимаются музыкой, ведут блоги и участвуют в театральных постановках. Простоваты и медлительны, но умны и добросердечны. Даже нечисть тут своя исконная и родная.
Итак, что мы имеем в сухом остатке? За редким исключением, представление у жителей столиц о стране такое себе: аграрные и индустриальные пустоши редко заселённые опасными местными жителями. Думаю, эта картина сложилась из-за увеличивающейся разницы в уровне и стиле жизни между провинцией и столицей. Москва живёт в 21 веке, а глубинка местами ещё в 17м.