Говорить о деликатном не просто, еще сложнее корректно донести информацию до ребенка так, чтобы он понимал общий контекст и специфику ситуации. Правила экологичной для всех социализации обязывают нас учитывать темперамент каждого собеседника, так с разными детьми говорить об особенностях других детей мы будем по-разному. Кому-то потребуется этот разговор заранее, другому позже, ну а кому-то в группе, кому-то один на один с педагогом и родителем. Все индивидуально, но также, есть общая информация, которую должны знать все. Ниже мы опишем пример того как наши педагоги могут общаться с детьми на эту тему:
1. Твой одноклассник не чем не отличается от тебя.
Он так же чувствует, переживает и генерирует идеи, но ему чуть-чуть сложнее чем тебе, потому что он больше волнуется, когда общается с людьми. Это очень похоже на то чувство, которое ты испытывал, когда тебя окружило большое количество человек на выступлении, или при знакомстве с классом, ситуацию где все внимание было обращено на тебя. Тебе сложно было сосредоточиться, потому что все на тебя смотрели. Когда твой одноклассник играет с тобой, он испытывает те же чувства, что и ты тогда на сцене или в окружении взрослых. Но чем больше и дольше вы будете общаться, тем больше он привыкнет, тем проще ему будет потом играть и разговаривать с другими ребятами. От теплого и дружеского общения он раскроется, возьмет пример с тебя и будет общаться так же, как и ты, но, если его обидеть он еще больше закроется в себе и не откроется тебе никогда.
2. Он немного иначе себя ведет, потому что он очень чувствительный и воспринимает все близко к сердцу, из-за того, что его эмоции очень яркие и ему сложно ими с тобой поделиться. Это будет происходить не сразу, но со временем ты увидишь, что он так же, как и ты радуется и расстраивается, удивляется и испытывает благодарность, и еще много других чувств, которые ты испытываешь каждый день.
3. Очень важно понимать кое-что про образ мышления твоего друга.
Он представляет собой что-то вроде зеркала: если ты дружелюбен и добр к нему, он будет таким же с тобой, но если ты агрессивен и обижаешь его, он может быть точно таким же только в разы сильнее. Из-за своей чувствительности он будет ощущать любое проявление твоей агрессии в несколько раз сильнее чем оно было на самом деле, и отвечать будет, ориентируясь на свои представления о той боли, что ты ему причинил.
4. Таких детей как твой одноклассник взрослые называют «ребенок с особенностями восприятия» - это значит, что ему сложнее чем тебе себя контролировать, потому что ему тяжелее в окружающей его действительности. Ты можешь дотронуться до теплой чашки, а для него она будет горячей как огонь. Такие аспекты очень важно понимать. В его жизни и в вашем общении, ты можешь стать его проводником, если покажешь, как правильно нужно поступать в тех или иных ситуациях. Так, если твой одноклассник слишком ярко выражает свои эмоции: кричит, машет руками там, где этого не требуется, или же наоборот резко порывает игру без объяснений и уходит, тебе нужно понять, что в этот момент он просто не может с собой справиться и ты не должен делать так же, как и он. Наоборот, увидев, что ты поступаешь по – другому, со временем, он повторит за тобой.
5. Только наше понимание и наше теплое отношение поможет ребенку с особенностями восприятия стать ближе к нам. Твой одноклассник постоянно чувствует к себе огромное количество негатива, потому что он родился с другими ощущениями, к сожалению, он не может вести себя также, как и ты сразу, потому что внутри у него очень много ощущений и эмоций. Но мы вместе можем окружить его добром и заботой. Немного терпения и понимания, и тогда у него появится возможность общаться также, как и мы.
При написании этой статьи мы указали лишь часть из возможных способов помочь наладить коммуникацию между детьми, мы так же настаиваем: все участники взаимодействия уникальны и подход к ним, и к их социализации так же необходим индивидуальный и под контролем специалиста.
Центр «Следуй за мной» и его образовательная система, способны объединить разных детей. Помочь им и познакомить их с чувствами и мировосприятием друг друга. Так коммуникация между ними в рамках занятий будет продуктивной, а инклюзивная среда поможет каждому участнику образовательного процесса развивать личностные качества.
Текст и иллюстрации подготовила: Margo Rom