Найти в Дзене
НАЦИОНАЛЬНЫЕ ПРИОРИТЕТЫ

Опасения по поводу войны в связи с выходом американских войск из Афганистана

США хотят, чтобы Пакистан подтолкнул Талибан к заключению мирного договора, но неясно, именно ли это имеет в виду и группировка исламских боевиков.

ПЕШАВАР. В Пакистане растут опасения по поводу вывода войск США и НАТО из соседнего Афганистана и возможности новой ожесточенной гражданской войны, которая может перекинуться через его границы на и без того нестабильные племенные пограничные районы. Сообщения указывают на то, что Вашингтон хочет, чтобы Исламабад подтолкнул Талибан к политическому урегулированию с действующим правительством Ашрафа Гани в Кабуле в период после ухода войск, можно сказать, к принудительному браку, от которого Талибан до сих пор отказывался.

Однако большинству аналитиков неясно, имеет ли Пакистан достаточное влияние на Талибан с тем, чтобы завершить раунды на сегодняшний день безрезультативных переговоров между двумя сторонами в Дохе, Катар, и достичь какого-либо соглашения. В настоящее время Пакистан публично выступает против установленного США к 11 сентября графика полного вывода войск и ясно дает понять, что не возьмет на себя вину, если после вывода Афганистан склонится к полному хаосу.

Исламабад заявил, что готов отказаться от многолетней политики «стратегической глубины», военной доктрины, в которой Пакистан использует Афганистан в качестве инструмента стратегической безопасности в условиях продолжающейся напряженности с Индией, пытаясь контролировать его как залог своей собственной политической целей. Правительство премьер-министра Имрана Хана, находящееся под влиянием военных, заявило о своей готовности иметь дело с любым правительством, выбранным народом Афганистана, и это послание было направлено на то, чтобы показать, что Пакистан не имеет скрытой заинтересованности в возникновении конфликта и беспорядков после того, как американские войска покинут страну.

Асфандьяр Мир, ученый из Стэнфордского университета, специализирующийся на вопросах безопасности в Южной Азии, сказал Asia Times, что послание Америки Пакистану было одновременно «одобрительным и требовательным». Распространяются слухи о том, что США могут добиваться заключения нового соглашения о базах с Пакистаном, поскольку они готовятся к выводу войск из Афганистана.

В то время как Вашингтон, как сообщается, оценил содействие Пакистана в подписании Талибаном соглашения в Дохе в феврале 2020-го года – пакта, который облегчил бы вывод американских войск в обмен на взаимные обязательства Талибана, – США также ясно дали понять, что будущее американо-пакистанских отношений зависит от конечного исход мирного процесса.

«Я думаю, что правительство США говорит Пакистану, что в случае военного вторжения талибов в Кабул или террористической атаки на Западе ответственность будет возложена на Пакистан», – заявил Мир. Ученый сказал, что ситуация в Афганистане остается ужасной и что уход Америки вызовет политические перестановки, которые сделают гражданскую войну более, а не менее вероятной. Мир добавил, что отсутствие единства в Афганистане означает, что Талибан не сталкивается с каким-либо значительным внутриполитическим давлением с целью проведения переговоров с правительством Гани.

Пакистан обратился как к Кабулу, так и к Пекину в рамках диалога министров иностранных дел Китая, Афганистана и Пакистана, чтобы подготовить совместную региональную стратегию по урегулированию постамериканской ситуации. Пакистан опасается, что, если не будет достигнуто урегулирование до окончательного сокращения численности, которое сейчас ускоряется более быстрыми темпами, чем предполагалось, ситуация в Афганистане может быстро стать очень опасной. Это, в свою очередь, может возродить боевые формирования, которые могут попытаться посеять нестабильность в более широком регионе Центральной Азии, в том числе в обширном регионе Китая Синьцзян, где его обвиняют в преследовании мусульманского уйгурского меньшинства.

Главный из них – возглавляемое уйгурами Исламское движение Восточного Туркестана (ETIM), которое действует в приграничных районах Афганистана, Таджикистана и Китая и стремится создать независимое государство, известное как Восточный Туркестан в Синьцзяне. ETIM, пользующийся поддержкой талибов, на протяжении многих лет совершал различные террористические атаки в Китае. Силы США атаковали сети ETIM в Афганистане еще в 2018-м году. Китай заявил, что борьба с ETIM является «основной проблемой борьбы с терроризмом».

Ян Ачакзай, бывший советник правительства провинции Белуджистан в Пакистане, сказал Asia Times, что обеспокоенность Китая ситуацией в Афганистане после вывода американских войск является как стратегической, так и экономической. «Пекин также подозревает, что США могут купить лояльность некоторых наемников Талибана и использовать их против предполагаемых религиозных преследований в Синьцзяне», – заявил Ачакзай, – «Нестабильность и гражданская война в Афганистане еще больше отодвинут перспективы афганских минеральных ресурсов и взаимосвязанности инициативы «Один пояс – один путь» (BRI)».

Другие аналитики считают, что Китай выступает за переходное правительство Талибан-Гани до тех пор, пока не будут проведены всеобщие выборы и не будет создано новое коалиционное правительство, как лучший путь к стабильности. Эта формула, которую также продвигали США, не совсем очевидна.

Министр иностранных дел Пакистана Шах Махмуд Куреши, возможно, в начале этого месяца на многонациональном форуме сказал очевидное, когда сказал, что мир, процветание и экономическое развитие соседних стран взаимосвязаны. «Силы США и НАТО уже начали вывод войск из Афганистана. Это имеет важные последствия», – сказал он. В заседании также приняли участие министр иностранных дел Китая Ван И и министр иностранных дел Афганистана Мухаммад Ханиф Атмар.

В прошлом месяце США заверили Пакистан во время встречи их советников по национальной безопасности в Женеве, что Вашингтон поддержит Исламабад в случае, если вывод его войск приведет к дестабилизации региона. Сообщается, что обе стороны ведут предварительные переговоры, чтобы позволить США возобновить использование пакистанских баз в контртеррористических целях. Исламабад не разрешал доступ США к своим военным базам в течение нескольких лет, поскольку двусторонние отношения ухудшились из-за недоверия сторон друг к другу.

Представление о том, что Пакистан может позволить США «повторно разместить базу» в Пакистане после ухода из Афганистана, вероятно, ослабит влияние Исламабада на Талибан. «Я неоднозначно отношусь к тому, что Пакистан использует свои рычаги давления на афганских талибов, чтобы убедить их в переговорах, хотя я слышу со всех сторон, что пакистанское руководство настаивает на том, что оно не хочет, чтобы талибы захватили Афганистан военным путем», – добавил Шах Махмуд Куреши.

Премьер-министр Пакистана Хан заявил ранее в этом месяце, что отсутствие политического урегулирования в Афганистане будет иметь последствия для всего региона. «Прямо сейчас в Пакистане много опасений, и я заверяю вас, что мы стараемся изо всех сил, чтобы было какое-то политическое урегулирование до того, как американцы уйдут», – сказал Хан СМИ в своей резиденции в Исламабаде. Ачакзай сказал, что Пакистан особенно обеспокоен тем, что усиление беспорядков и войны в Афганистане вызовет новый исход беженцев через его границу, который страна не в состоянии принять из-за серьезных экономических проблем и проблем со здоровьем. По его словам, Пакистан также обеспокоен распространением терроризма, возобновлением нестабильности на своих границах, обреченными перспективами схем подключения к Центральной Азии и появлением новой геополитической игры с нулевой суммой с Индией и Ираном через прокси-войну.

FM SHAKIL