Великая Отечественная война была одной из самых популярных тем в советском кино. На экраны регулярно выходило множество разных картин о героизме солдат Красной Армии. Но долгие годы в фильмах не было ни слова о людях, вернувшихся с войны покалеченными, и том, как сложилась их жизнь. Все изменилось в 1980-х, когда состоялась премьера драмы, снятой на просторах прекрасной Карелии.
Нажмите на кнопку, чтобы читать под песню из фильма!
В 1982 году в журнале "Новый мир" был впервые опубликован рассказ "Терпение" знаменитого писателя Юрия Нагибина. Драматичное произведение мгновенно разошлось по всему СССР, и на Мосфильме смекнули, что неплохо было бы его экранизировать. Тем более, что Нагибин был еще и сценаристом, и благодаря ему свет увидели "Красная палатка", "Дерсу Узала" и многие другие картины. Времени никто терять не хотел, и работа закипела.
В режиссерское кресло усадили Игоря Таланкина, чей фильм "Чайковский" в 1970 году был номинирован на премию "Оскар". Таланкин не захотел снимать кино прямо по произведению Нагибина и сам набросал сценарий, отредактировав рассказ и кое-что в нем изменив. Также на съемки пригласили дуэт маститых операторов: Павел Лебешев ("Белорусский вокзал") и Георгий Рерберг ("Сталкер") отвечали за камеру, а музыку к фильму написала рок-группа "Центр" под предводительством Василия Шумова. На главные роли позвали Аллу Демидову ("Крейцерова соната"), Владислава Стржельчика ("Освобождение") и Алексея Баталова ("Летят журавли"). В эпизодической роли отметилась и Нина Ургант ("Белорусский вокзал").
Ладожское озеро. Хорошо обеспеченная семья Скворцовых совершает круиз выходного дня по маршруту Ленинград - остров Валаам - Ленинград. Сверкающий огнями теплоход "Дмитрий Фурманов" несет вперед директора института Алексея, его жену-ученую Анну и их великовозрастных детей: Павла и Таню. Пока ребятишки зависают в баре, предаваясь возлияниям, родители ведут задушевную беседу о жизни.
Постепенно разговор становится более откровенным, и из "шкафов" вылазят самые разные "скелеты". Атмосфера внезапно накаляется, из-за чего у Анны начинает болеть голова, а Алексей хватает бутылку коньяка и пьет прямо с горла. Пара совершенно не понимает друг друга, и на все это накладываются проблемы с детишками. Ситуация так себе.
Наутро теплоход причаливает к берегу Валаама, и Анна зовет Алексея прогуляться до знаменитого монастыря. По пути супруги конфликтуют, и разъяренный Алексей уходит, а его жена продолжает путь на лодке с местным мужичком. И вот тут выясняется, что мужичок этот - тот самый Павел, любовь всей жизни Анны, пропавший без вести во время Великой Отечественной войны. Оказывается, он выжил и все это время влачил жалкое существование в тутошнем доме инвалидов с другими такими же несчастными. Мир Анны мгновенно переворачивается, и женщина решается на отчаянный поступок...
Драма "Время отдыха с субботы до понедельника" (1984) представляет собой многослойную историю, все конфликты которой вертятся вокруг героини Аллы Демидовой. Анна - типичная представительница "советского буржуа", привыкшая к хорошей жизни, мотающаяся по заграничным командировкам и с легкостью отправляющаяся в круиз за 104 рубля. Казалось бы, у нее все есть, но на деле Анна не любит мужа, не хочет помогать детям и теряет голову при виде "ожившего" Павла, в честь которого когда-то назвала своего сына. Женщина понимает, что без любви ее жизнь - пустой звук, и все эти годы она просто теряла время.
Передвигающийся на протезах Павел становится эдаким олицетворением "эха войны". Мужчине пришлось нелегко, но он не сломался и сумел найти себе место в мире. Пусть и на отшибе, вдали от цивилизации, телевизоров и многоквартирных домов. Павел не хочет, чтобы его жалели, и сам не жалеет ни о чем. Его философия проста и понятна, хоть и наводит грусть и безграничную тоску. Сцена в лодочном сарае, пожалуй, является самой сильной в фильме: здесь Алла Демидова и Алексей Баталов предстают во всей красе. Добротная актерская работа, ничего не скажешь.
Владислав Стржельчик в роли Алексея тоже смотрится здорово. В первой половине картины его персонаж едва ли не главный, но потом постепенно отходит на второй план. Пронзительным выглядит и спонтанный монолог героини Нины Ургант, особенно на фоне рассуждений Анны о детях. И, конечно, запоминается концовка фильма, совершенно не такая, как в оригинальном рассказе Нагибина, но тоже поучительная.
В наше время "Время отдыха с субботы до понедельника" почти не вспоминают. Картина не стала хитом проката и не вызвала большого шума в 1980-х, а теперь и подавно мало кому нужна. Да, это не самая лучшая советская драма, и здесь есть определенные проблемы с темпом повествования, монтажом и другими техническими моментами. Но на смысловую нагрузку фильма все это никак не влияет, и хотя бы один раз с творением Таланкина ознакомиться стоит.
Оценка CinemaTravel: 6/10
Ставьте лайк, подписывайтесь и не пропустите другие тексты:
Также приглашаю ВСЕХ ЛЮБИТЕЛЕЙ ПИВА на мой авторский канал 🍺ВкусноеПиво🍻, где вы найдете много интересного
#фильмы #кино #актеры #ссср #драма