Сегодня я хочу с вами немножко почитать удивительную книгу, которая называется «Лествица». Вновь и вновь хочется ее открывать, потому что это сокровище, которое Иоанн Лествичник смог собрать в 30 ступеней, и венчает все любовь. Это та вершина, к которой мы должны прийти. Это потрясающей глубины книга и каждый из нас должен обязательно "Лествицу" читать регулярно.
Сразу предупреждаю, что его слог не простой, это даже не Пушкин, не Толстой, а подвижник, простой человек VI века. Но вот то, что он выражает, это просто потрясающе. Он говорит:
- Видел я послушников, исполненных сердечного умиления, кротких, воздержанных, усердных, свободных от браней, страстей и ревностных к деланию, которые сделались таковыми через покров отца своего. Бесы, приступивши к ним, тайно вложили в них мысль, будто они уже сильны к безмолвию и могут достигнуть через него совершенства и бесстрастия. Обольщенные сим, они пустились из пристани в море, но когда буря постигла их, они, не имея кормчего, потерпели бедственное крушение в этом скверном и соленом море.
Любой корабль, чтобы прийти в гавань, обязательно должен иметь кормчего. И преподобный Иоанн Лествичник настраивает, что у каждого христианина, стремящегося к духовной жизни, обязательно должен быть духовный советчик, духовный отец – мы так это называем. Но это такой собрат, с которым можно жить по совету. Потому что жить от ветра головы своей – это значит не привести корабль в тихую гавань спасения.
Преподобный Иоанн Лествичник:
- Необходимо, чтобы море сие поколебалось, возмутилось и рассвирепело. Дабы посредством сего волнения низвергнуть на землю хворост, сено и все гнилое, что только реки страстей внесли в него. Рассмотрим внимательно и мы найдем, что после бури на море бывает глубокая тишина.
Неизбежно в духовной жизни будут треволнения потрясения и от страстей, и от мира, и от дьявола. Но это всегда бывает полезно, если человек осмысленно осознанно с доверием к Богу претерпевает эти потрясения, то всегда после бури бывает глубокая тишина. Страсти очень часто смиряют. Потому что, когда человек видит свою немощь, то начинает более внимательно относится к своей духовной жизни, к послушанию и со смирением к самому себе.
- Не тогда мы можем называться терпеливыми, когда мужественно переносим поругание от Отца, но когда от всякого человека и презрение, и уязвление переносим с терпением. Ибо от Отца мы все сносим из почтения, стыдясь и по долгу нашему.
Здесь он указывает о духовной зрелости. Что легко переносить наказание от начальствующих: от руководителя, от отца. Но это еще не признак совершенства, потому что очень часто человек из-за почтения, из-за страха, из-за человекоугодия. Но когда кто-то претерпевает оскорбление от равного или от младшего и не возмущается сердцем, это уже признак некоторого духовного опыта.
Дальше о послушании пишет:
- Усердно пей поругание как воду жизни от всякого человека, желающего напоить тебя сим врачевством, очищающим от блудной похоти. Ибо тогда глубокая чистота воссияет в душе твоей и свет Божий не оскудеет в сердце твоем.
Удивительная взаимосвязь: от терпения и поруганий несправедливых, потому что это более всего врачует наше тщеславие, которым каждый из нас болен. Но если человек терпит поругание, это каким-то таинственным образом врачует его похотливую часть души.
- Кто видит, что собор братии через него успокоеваем, тот пусть не хвалится этим в уме своем, ибо воры кругом. Начертай глубоко в памяти твоей сие слово Христово: когда сотворите все повеленное вам, говорите, что мы рабы ничего не стоящие, ибо сделали то, что должны были сделать. Праведный суд о трудах наших познаем во время исхода из сей жизни.
Здесь Иоанн Лествичник говорит, что даже если мы видим, что от кого-то нашего доброго дела пришлось другим хорошо, не надо от этого в сердце раздуваться. Что я - молодец. Потому что мысль, что «я сделал только то, что сделать должен как раб недостойный», она всегда должна охладевать наш тщеславный пыл и мнение о себе. Ну а саму оценку мы получим только во время нашего исхода.
Продолжение следует
Дорогие читатели! Вот уже 7 лет являюсь настоятелем восстанавливаемого Успенского Собора в Екатеринбурге. Ему 180 лет, памятник архитектуры областного значения, построенный в стиле классицизма. Был разрушен в советские годы, и теперь мы всем миром его строим. Буду рад вашим молитвам и поддержке Успенского Собора и проектов Службы Милосердия. Звоните и пишите 8-908-923-05-04 (доступен WhatsApp) или на электронный адрес: info@soborviz.ru Буду очень рад!
Протоиерей Евгений Попиченко, настоятель Собора в честь Успения Пресвятой Богородицы в г. Екатеринбурге, руководитель Православной службы милосердия Екатеринбургской епархии.