Если ребенок не может найти контакт со сверстниками или оказывается изгоем, то стоит призадуматься что было упущено.
Все мы понимаем, что рано или поздно ребенка надо выпускать из гнезда и именно от нас зависит насколько он будет подготовлен к реальной жизни. Если ребенок не может найти контакт со сверстниками или оказывается изгоем, то стоит призадуматься что было упущено.
Обычно мы отмахиваемся или учим: «Стукни больно», «Дай в лоб», проецируя на детские ситуации неуместную взрослую агрессию и злость. Надо четко понимать чему Вы хотите научить своего ребенка - просто защищаться или уметь разрешать конфликтные ситуации.
Есть простые способы защиты, например, взять камень побольше и дать по голове только можно ли это назвать правильным решением?!
Еще можно нажаловаться старшим и смотреть как торжествует справедливость. Но есть опасение, что обидчик может быть невосприимчив к воспитательному процесс и после него проявит удвоенную негативную реакцию по отношению к жертве.
Чтобы максимально обезопасить ребенка мы должны научить его не махать кулаками, а думать головой.
К сожалению, попадая в нестандартную уличную стрессовую ситуацию даже самые умные и находчивые «домашние» дети часто теряются. Понятно, что для безболезненного выхода из таких ситуаций нужна практика, а не теория. Но разрешать конфликты, разговаривать с людьми, находить нужные слова- всему этому можно учиться дома.
Нужно стараться проигрывать различные ситуации со своим ребенком, хотя бы на примерах из жизни, из тех же боевиков и криминальной хроники. К сожалению, такие ситуации у нас сплошь и рядом, поэтому нужно, чтобы ребенок знал хотя бы базовые модели поведения, объясните ребенку как правильно себя вести в том или ином случае.
По возможности, конечно, вообще избегать таких ситуаций, т.е. не ходить поздно в незнакомом месте, стараться не отставать от коллектива в походе, на экскурсии и т.д .
Бывают случаи, когда драться надо, а есть ситуации, когда и говорить ничего не надо, а надо просто бежать и в этом нет ничего смешного и постыдного.
Мой знакомый рассказывал, как убегал от толпы обкуренных придурков, спасло его спортивное прошлое и нездоровый образ жизни преследователей. Никому и в голову не пришло назвать его трусом. Доказывать свою храбрость в такой ситуации - глупость.
Учите своего ребенка не паниковать и думать.
Однажды, я наблюдала, как моего 5-летнего племянника не пускали на горку здоровые ребята, его толкали и задирали. Обиженный он пришел жаловаться отцу. Отец посоветовал отлупить самого большого.
На такие подвиги племянник был не готов, тогда ему объяснили, что мы можем вмешаться и отругать хулиганов, но тогда ему надо забыть о совместных играх с этими ребятами.
Артем подумал и пошел разбираться сам. По натуре он не боец, слишком преувеличивает опасность (последствия маминого воспитания). Ребята дразнили его, он стоял рядом и на горку уже не шел, дождавшись, когда главный обидчик в шортах катился с горы, племянник схватив горсть острых камушков и песка насыпал ему на горку, тот с криком проехал мягким местом по камням. Вечером Тема уже играл с ребятами и те со смехом вспоминали его выходку. Мы тоже сделали для себя определенные выводы :)
Ребенок должен чувствовать себя защищенным, но он так же должен знать, что родители - это сила, которую надо использовать только в критических ситуациях.
Сейчас наблюдается тенденция, когда вечно занятые родители, которым некогда просто поговорить с ребенком, испытывая комплекс вины, с «шашкой наголо» бегут разбираться с реальными или вымышленными обидчиками своего ребенка.
Раздувая на пустом месте пожар, как правило, не церемонясь в выражениях, они обсуждают свою войну с «дурой» - воспитательницей, соседкой, учительницей, врачом, бабушкой и т.д. Самое неправильное, что вся эта война идет на глазах у ребенка.
При этом девиз «Порву за своего ребенка», служит своего рода оправданием всей нелепости и дикости происходящего.
Ребенок думает, что прав тот, кто больше кричит, ругается и грозит. Он думает, что все вокруг не правы и дураки, и главное все виноваты. Как он сможет нормально строить свои отношения с людьми? Такими действиями мы только вредим ему.
Есть ситуации, когда взрослый должен вмешаться и личным примером показать, как разрешать конфликты.
Опять же пример — Мальчик приходит домой и говорит, что его дразнят в классе из за национальной принадлежности. Мать сначала хотела отмахнуться, но подумав объяснила ему, что дети делают это не со зла они всегда дразнят тех кто не похож на них.
Потом она позвонила родителям и очень корректно без обвинений и претензий поговорила с каждым, те обещали провести профилактику. Всё - конфликт был исчерпан, на следующий день все кто дразнил пришли с извинениями.
Умению воевать надо противопоставить умение договариваться.
Разговаривайте с ребенком, заставляйте его думать, проигрывайте с ним ситуации. Пусть это будут ролевые игры, с их помощью ребенок сможет понять другого человека, ведь главное в общении это не быть услышанным, а уметь слышать.