Одалиска. Очень многие великие художники прошлого изображали прекрасных женщин и называли свои полотна «Одалиска».
Художник Фабио Фабби (1861 – 1946) «Одалиска»
Само звучание слова «одалиска» создает ощущение чего-то красивого, воздушного и загадочного, в памяти всплывают слова «гарем», «наложница», «султан».
Художник Франсуа Буше (1703 – 1770) «Одалистка»
Что же означает слово «ода»? Ода — жанр лирики, торжественная песня, посвящённая какому-либо событию, герою, или отдельное произведение такого жанра. Так и представляется, что сама картина -это «тожественная песня» красоте женщины.
Художник Луиджи Муссини (1813 – 1888)
В России одическая поэзия как лирический жанр появилась в восемнадцатом столетии в эпоху классицизма и стала основным жанром поэзии М. В. Ломоносова.
Художник К. Брюллов (1799 – 1852)
А еще фантазия сопоставляет ее со словами «нега» «нежность», окружает ее образ прислугой.
Художник Ф. Биар (1799 – 1882)
Кто же такая «одалиска»? Одали́ска (тур. odalık — «комнатная девушка»), прислужница низшего ранга в гареме.
Художник Ж. Лиотар (1702 – 1789) «Турецкая госпожа и служанка»
Одалиски убирали в комнатах и прислуживали женам и матери владельца гарема. Часто были одеты в мужские костюмы, как танцовщица на следующей картине.
Художник Джулио Розати (1858 – 1917)
Могла быть и молодой женщиной, как вот та, что занимается кальяном на картине художника Ф. Ван Бри (1786 – 1871)
Или уже средних лет.
Художник Д. Израиль (1859 – 1901)
Почему же такое несоответствие образов в живописи с реальностью?
Потому что художники, писавшие эти картины, не только никогда не бывали на Востоке, но и представления не имели о тамошнем укладе жизни и гаремных правилах. Часто источником информации им служили картины придворных художников из восточных стран и воспоминания о сказках Востока.
Потом включалось воображение, а воображение художника соединяло знакомые европейские образы с восточным колоритом.
Почему картины назывались «одалиска»? Потому что так назывались картины художников с Востока. На территорию гарема не пустят ни одного мужчину кроме хозяина и это правило без исключения. Позировать же художнику для приличной восточной женщины было немыслимо.
Вот художники тех стран и использовали самый нижний ранг прислуги. Да и назывались картины именно так, чтобы не вызывать нехороших вопросов, а то и гнева зрителей. В Европе же, прочитав название картины, «услышали звон», вот только «где он» долго не разбирались, а может и не хотели разбираться.
Понравилась статья? Ставьте лайк! Подписывайтесь на мой канал!