Найти тему

1701 год. Сражение при Эрестфере: как Царь Петр армию воевать приучал

Приветствую вас друзья! В обучении чему-либо всегда двигаются от простого к сложному. Военное дело в данном случае не исключение.

Художник М. Б. Греков. «Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года»
Художник М. Б. Греков. «Атака шведов ярославскими драгунами у деревни Эрестфер 29 декабря 1701 года»

Северная война началась для России крайне неудачно. Быстро выбыли из строя союзники, а 19 ноября 1700 года* русская армия потерпела сокрушительное положение под Нарвой. Казалось всё было потеряно: армия разбита, возглавлявшие её генералы оказались в плену, в стране царили уныние и страх перед вторжением шведов.

Но Петр не был бы Великим, если бы поддался общим упадническим настроениям. Он думал только о том как поскорее поправить дело.Зимой 1700-1701 годов была реорганизована армия. Её пополнили десять вновь сформированных полков драгун по тысяче человек в каждом. Из церковных колоколов было отлито 270 новых пушек. Это было в два раза больше, чем потеряно в Нарвской баталии.

Генерал-фельдмаршал Борис-Петрович Шереметьев (1652-1719) - русский полководец и дипломат. Изображение из Яндекс Картинки.
Генерал-фельдмаршал Борис-Петрович Шереметьев (1652-1719) - русский полководец и дипломат. Изображение из Яндекс Картинки.

К весне 1701 года главные силы русских войск, численностью около 35 000 человек были сосредоточены в районе Пскова. Командование над ними Петр поручил генерал-фельдмаршалу Борису Петровичу Шереметьеву. В это время главные силы шведов находились в Польше. Там Карл XII с переменным успехом играл в догонялки с польским королем и саксонским курфюрстом Августом II. В Прибалтике же был оставлен небольшой отряд (8000 человек) под командованием генерала Вольмара фон Шлиппенбаха для наблюдения за московитами. После нарвского погрома шведский король не считал их сколь-нибудь опасными для себя.

Понимая, что войска не имеют боевого опыта, но в то же время не желая упускать благоприятную возможность в виде распыления шведами своих сил, русское командование вырабатывает свой план. Решено было действовать наступательно, однако в бой вступать только при наличии подавляющего численного превосходства.

Общий ход боевых действий в Прибалтике в начальный период Северной войны.
Общий ход боевых действий в Прибалтике в начальный период Северной войны.

В период с января по сентябрь 1701 года произошло несколько столкновений русских и шведских отрядов с переменным успехом для каждой из сторон. Сначала в январе Шлиппенбах с отрядом пехоты и конницы (6 рот) перешел в наступление, но в 15 верстах от Печерского монастыря наткнулся на русские части и, потеряв в бою 60 человек убитыми и 15 пленными, отступил. Затем в сентябре в наступление перешли русские войска. 4 сентября одиннадцатитысячный отряд сына фельдмаршала Михаила Борисовича Шереметьева в четырехчасовом бою у Ряпиной мызы разбил шведский отряд майора Розена числом 500 человек. Были захвачены три штандарта две пушки и 33 пленных шведа. В тот же день русские войска были разбиты при мызе Рауге: отряд под командованием стольника Якова Никитича Римского-Корсакова числом более 3000 человек был отбит шведским отрядом силою 1200 человек. Шведы же заявили что на них напала стотысячная армия московитов, которую они успешно разгромили нанеся урон в 6000 человек. Хотя реальные потери сторон в том бой не превышали и сотни убитыми Именно за этот успех Шлиппенбаху был пожалован Карлом XII генеральский чин. После в боевых действиях наступила пауза.

Ещё 2 октября царь Петр приказал вторгнуться в "свейские пределы" крупными силами. Чувствуя, что армия недостаточно ещё подготовлена для "генерального" похода Шереметьев, всячески откладывал момент выхода из Пскова. Одновременно он понимал, что если шведы соберут силы в кулак и решат напасть на него первыми, то это может закончиться разгромом рассредоточенных по зимним квартирам русских войск. То что шведы могут воевать в суровых зимних условиях сомнений не вызывало. Поэтому в конце декабря он решил взять инициативу в свои руки и нанести внезапный удар по шведам. От своих лазутчиков Шерметьев узнал, что в Дерпте и его окрестностях находится Шлиппенбах с отрядом около 7 тыс. человек кавалерии и пехоты. Зная о том, что шведы готовятся встречать Рождество, русский командующий решил использовать этот момент и 23 декабря 1701 года выступил в поход. Корпус Шереметьева насчитывал 18 838 человек при 20 орудиях ( 16 пушек, 3 гаубицы и одна мортира). Для ускорения движения войска переправились по льду Псковского озеро на 2 тысячах саней.

Русские (слева) и шведские (справа) войска времен Северной войны 1700-1721 гг.
Русские (слева) и шведские (справа) войска времен Северной войны 1700-1721 гг.

Командующий Лифляндским полевым корпусом генерал Шлиппенбах располагал силами в 5000 регулярных и 3000 иррегулярных войск. Правда все они были рассредоточены по гарнизонам и заслонам от Нарвы до озера Лубана. Из этих сил шведский генерал мог задействовать в сражении не более 3-4 тысяч человек.

Шлиппенбах не организовал надлежащим образом разведку. Лишь 28 декабря движение русского корпуса было замечено в районе мызы Варбус разъездом батальона ландмилиции подполковника Платтера. Получив известие о появлении русских, Шлиппенбах приказал Платтеру провести более детальную разведку, что тот и сделал. К девяти часам вечера подполковник с сопровождавшими его несколькими рейтарами вернулся и подтвердил информацию о многочисленном русском отряде. Шлиппенбах приказал четырем пехотным батальонам расквартированных в окрестных деревнях двигаться на соединение к мызе Эрестфер. Одновременно с этим подполковнику Рейнгольду Ливену было поручено с конным отрядом из трехсот рейтар и драгун произвести дополнительную разведку русских сил и по возможности атаковать их.

Шереметьев 28 декабря расположил свои войска на ночлег в мызе Пери. На следующий день он выступил в направлении деревни Эрестфер, где, как он уже знал от разведки, расположились основные силы Шлиппенбаха. В авангарде шел отряд по командованием воевод Назимова и Бехметьева состоявший из "городовых дворян Ногородского разряда, царедворцев и низовых людей" общим числом 661 человек. Затем двигались основные силы корпуса, разделенные на три колонны. Головная под командованием самого Б. П. Шереметева, состояла из драгунские полки Семена Кропотова (970 чел), Ефима Гулица (700 чел), Даниила Шеншина (командовал капитан М.А. Зыбин) (800 чел), князя Ивана Львова (835 чел), три роты полка Никиты Полуэктова (300 чел.), смоленская шляхта и рейтары генерал-майора Богдана Семеновича Корсака (245 чел), а также 150 татар, 55 курских калмыков, 950 "кумпанейских" казаков генерал-майора Федора Владимировича Шидловского и 120 рейтар Моисея Мурзенка; всего 4225 чел.

За ней двигалась вторая колонна. Её возглавлял псковский воевода стольник Василий Борисович  Бухвостов. В её состав входили 10 новгородских дворян Хвостова, 30 новгородских дворян драгунского полковника А. А. Малины, драгунский полк Федора Новикова и 3800 казаков слободских Малороссийских полков наказного гетмана Обидовского; всего 4540 чел.

Третью колонну, замыкавшую походный порядок, вел генерал-майор Иван Иванович Чамберс, шотландец родившийся в Москве. Под его началом были: половина драгунского полка князя Никиты Мещерского (428 чел), солдатские полки Лима (951 чел), Айгустова (930 чел) и фон Швейдена (882 чел), Англера (800 чел), Толбухина (925 чел), Тыртова (940 чел) и Шарфа (860чел), стрелецкие полки Козадавлева (769 чел) и Вестова (728 чел); всего 8213 чел.

Артиллерией заведывал полковник Гошка. При этом гаубицы были распределены по драгунским, а пушки по пехотным полкам.

Действия армий воюющих сторон в районе Эрестфера
Действия армий воюющих сторон в районе Эрестфера

Едва русский авангард отошел от лагеря в Перу, как был атакован кавалеристами Ливена. Однако несмотря на неожиданность нападения русские не растерялись, бросились в бой, и вскоре уже сами окружили их, частью изрубив, частью рассеяв, преследовали их до мызы Пускари, где шведы соединившись со стоявшим здесь эскадроном смогли наконец остановиться и отбили русскую атаку. Сам подполковник Ливен был ранен и вместе с 40 драгунами и рейтарами был взят в плен.

Узнав о бое авангарда со шведским конным отрядом, Шереметьев выступил из лагеряя и двумя дорогами двинулся к Эрестферу.

Получив известия от уцелевших кавалеристов из отряда Ливена о неудачном для последнего бое и выдвижении русских, Шлиппенбах решил дать сражение. Имея под командой Лифляндский вербованный пехотный полк Шютте (250 чел), Лифляндский вербованный батальон Ливена (250 чел), Лифляндский вербованный батальон Стакельберга (250 чел), Эстляндский вербованный полк Делагарди (300 чел), а также Абосско-Бьернеборгский кавалерийский полк (672 чел), Карельский кавалерийский (708 чел.), Лифляндский вербованный (600чел) и Уппландский сословный драгунские полки и 6 пушек (всего 1050 пехотинцев и около 2700 кавалеристов), он выдвинулся навстречу Шереметьеву и занял позицию в двух киломерах к юго-востоку от Эрестфера. Сейчас на этом месте расположена деревня Магари. Позиция шведов располагалась рядом с переправаой через р. Ахья, на противоположную сторону которой был отправлен полк рейтар под командой полковника Эншёльда, которому было поручено охранять переправу и следить за передвижениями русских.

Пока войска Шлиппенбаха занимали позиции, подошедший русский авангард, ввиде конницы передовой колонны Шереметьева, атаковал полк Эншёльда и разбил его. После этого, воодушевленная первым успехом, русская конница атаковала и главные силы шведов. Но тут она натолкнулась на организованное и ожесточенное сопротивление, была приведена в "конфузию" и была вынуждена отступить. После этого Шлиппенбах решил отходить от переправы к мызе Эрестфер, где он надеялся соединиться с остальными своими войсками, которые не успели прибыть к нему до начала боя. К тому же позиции у мызы были заранее укреплены рвами и палисадами, что было хорошим подспорьем при отражении атаки превосходящих сил русских. Для прикрытия отхода шведский генерал выделил два пехотных полка при шести орудиях.

Примерно так выглядела основная фаза сражения
Примерно так выглядела основная фаза сражения

Шереметьев, заметив это намерение противника, приказал пришедшей в себя коннице атаковать шведов. Натиск русских был столь силен, что Шлиппенбах оставил мысль об отходе и стал выстраивать войска для боя с основными силами русского корпуса.

Последние не заставили себя долго ждать. Русские пушки, установленные на санях стали энергично обстреливать шведов картечью. Пока пехота выстраивалась в боевой порядок, Шереметьев продолжал атаковать врага кавалерией. Правым крылом русских войск командовал Чамберс, центром сам Б.П. Шереметьев, а левым флангом его сын Михаил. За конницей в бой бросилась и пехота, окончательно приведя в расстройство войска шведов уже к тому времени весьма потрепанных нашей конницей и артиллерийским огнем.Шведы сопротивлялись в течение четырех часов, пока русская кавалерия не зашла им во фланг. Тогда скандинавы дрогнули и началось бегство. Русская конница енергично преследовала бегущего противника. Шлиппенбах смог остановить часть своих войск только у церкви в деревне Канепи. Там оказался батальон майора Шталена из полка Делагарди и несколько пушек. Остальные шведские части разбежались в разные стороны: остатки Лифляндского вербованного батальона отошли к Коорасте, Уппландские драгуны Стенбока отступили к Сангесте. К утру следующего дня все шведские части сосредоточились в Сангесте. Там они сожгли свои продовольственные склады и отступили дальше.

Из 3000-3800 шведов участвовавших в сражении, было убито бло убито 100-1400 человек, 134 попали к нашим в плен. Ещё от 700 до 900 человек дезертировали. Наши войска захватили 6 орудий, знамена и припасы шведов. Русская армия потеряла примерно 1000 человек убитыми.

Победа под Эрестфером была первой крупной победой России в Северной войне. Да безусловно, она была одержана при подавляющем численном превосходстве русских войск над шведами. Но могло ли быть по другому учитывая, что наша армия была едва создана заново после сильнейшего поражения, и, по сути, делала свои первые шаги. К примеру, когда человек первый раз приходит в секцию бокса, врядли нормальный тренер поставит его в свободный спарринг с самым сильным бойцом. Сначала будут учить основам, постепенно, шаг за шагом усложняя задачи. Так и Петр с Шереметьевым, приучали молодую русскую армию к боям и походам. Значение победы при Эрестфере в том, что она подняла моральный дух русских войск, показала, что грозного доселе шведа тоже можно бить. Пусть пока и превосходящими силами.

Источники: А.В. Беспалов "Битвы Великой Северной войны 1700-1721", Н. П. Волынский "Постепенное развитие русской регулярной конницы в эпоху Великого Петра", А.А. Керсновский. "История Русской армии Т.1", Е.В. Тарле "Северная война и шведское нашествие на Россию", А. Широкорад "Северные войны России"

* Примечание: все даты приведены по старому стилю.

Друзья! Если понравилась статья - ставьте палец вверх, оставляйте комментарии! Буду очень рад. Не забывайте подписываться на канал и смотрите также прошлые публикации. И до новых встреч на "Историческом броневичке"