СПАСИТЕ МЕНЯ ОТ ПРИХОЖАН!
Переступая порог храма, люди надеются на понимание, снисхождение, помощь, возможность быть услышанными. Но вместо этого часто получают обратное — презрение, грубость, обвинения. И когда рассказывают об этом кому-то из знакомых, то слышат в ответ лишь одно: "У тебя нет смирения, вот ты и ушел оттуда! Бог любит смиренных, а не гордых!". После этого вообще пропадает всяческое желание снова идти в церковь, даже если душа и тянется туда. Подсознание включает сигнал "SOS", не позволяющий даже приблизиться к храму, ведь в памяти живы события, связанные с этим местом — чувство униженности и отчаяния, обида, злость, непонимание.
Почему же людям внушают заведомо неверные представления о христианстве? Почему новоначальный, не знающий толком ничего, должен страдать от "опытных" бабушек, следящих за подсвечниками? Ведь православие исповедует любовь и всепрощение, откуда же тогда столько ненависти и злобы?
НУЖЕН ПРИМЕР СМИРЕНИЯ.
Впрочем, услышать гадость от простых служительниц — это еще полбеды. Гораздо хуже, если что-то подобное говорит священник, то есть человек, самим Богом поставленный для того, чтобы утешать и поддерживать всех приходящих в церковь. Не зря существует поговорка о том, каков поп, таков и приход, то есть именно настоятель задает тон остальным. Если для него в порядке вещей хамить людям, оскорблять их, то нет ничего удивительного в аналогичном поведении женщин в свечной лавке и простых прихожанок. Коллектив — это же как стадо: что скомандовали, то и выполняет. Греет душу лишь одно — в нормальном храме такого нет, потому что священники своим примером показывают уважение и доброжелательность ко всем, кто находится на богослужении.
Нельзя путать смирение с уничижением. Если батюшка хочет поговорить с человеком именно о смирении, то поднимает следующие вопросы:
1. Общие черты характера. То есть обратившийся за советом сам осознает, что не идеален — раздражителен, нетерпелив, любит много разговаривать, скуповат, тщеславен. Священник лишь предлагает некоторые варианты на пути к изменению, но ни в коем случае не приказывает делать одно или другое. Вообще все в христианстве строится на добровольной основе, в противном случае это уже получается принуждение, что никогда не одобрялось. Даже верить или нет — это личный выбор самого человека, Бог не заставляет ходить в церковь и соблюдать заповеди.
2. Социальный статус. То, что могут делать свободные люди, не всегда полезно семейным, например те же дружеские посиделки каждую пятницу. Наличие супруга налагает определенные обязательства, в том числе и смирение — где-то промолчать, а где-то настоять на своем. Важно найти именно эту приемлемую для себя середину. Но пафосные речи на тему обязательного послушания мужу — это уже попахивает сексизмом.
КРИТИКА БЕЗ ЛЮБВИ
Если же за основу "воспитания" новоначального берется именно его унижение, то священник начинает нападать буквально с первых же слов — не так одет, не так смотрит, не так стоит, не так крестится. Развивается немаленький комплекс неполноценности, чтобы человеком было легче манипулировать. Когда цель достигнута, то из "раба" можно веревки вить — рассказывать о греховности, искуплении, постоянном молчании и терпении всего, включая побои мужа. Лепится образ идеальной жертвы домашнего тирана.
Поэтому если человеку хочется зайти в церковь, ему надо набраться мужества, чтобы не реагировать на подобные выпады озлобленных и обиженных жизнью людей. Они сами ничего в жизни не добились, поэтому хотят, чтобы то же самое было у всех. Хорошо, если потенциальный прихожанин живет в большом городе — там всегда есть возможность выбора "своего" прихода, где не будет места злобе и ненависти.
Всем мира и любви.