Сорокадвухметровый «Алеша», сурово смотрящий на бухту у берега Баренцева моря, снег в июне и полярное сияние – это все Мурманск.
Его по праву называют крупнейшим городом за полярным кругом. Среди его титулов – звание города-героя. Порт не обделен своеобразной привлекательностью. Кроме того, многие туристы отмечают особенный колорит, дружелюбие местных жителей.
Дальновидные планы и первый камень
История Мурманска начинается с планов по постройке города за полярным кругом в 70-х годах 19-го века. Но разведка этих мест началась только в 1912 году, спустя почти сорок лет. Толчком к скорейшему освоению бухты послужила Первая мировая. Стремясь получить выход в Северный Ледовитый океан по единственному на тот момент незамерзающему проливу, Россия определила в 1915 году на правом берегу Кольского залива Баренцева моря участок под застройку морского порта. Его задачей было обеспечение беспрепятственной доставки военных грузов Антанты во время блокады Балтийского и Черноморского выходов.
Революция
1917 год не мог безболезненно пройти для изначально военно-стратегического города-порта. После победы восстания Петроград и Мурманск большевики сделали центрами временных ревкомов. Но в марте 1918 года началась интервенция белогвардейских войск с судов Антанты, стоявших на якорях в Кольском заливе. В 1919 году власть в городе утвердилась в руках белогвардейцев, под признанной высшей властью адмирала Колчака. После вынужденной эвакуации войск Антанты город вскоре вновь перешел в руки революционеров. 21 февраля 1920 года большевики организовали восстание, утвердившее новую власть в городе.
Двадцатые
Историю Мурманска первой половины 20-х годов прошлого века невозможно описать в ярких красках. Здесь проживало всего около двух тысяч человек. Город находился в упадке. Рыбный промысел не развивался, а всю промышленность представляли небольшие артели кустарного производства. В те годы у города появилось прозвище "красная деревня», так как хаотично разбросанные теплушки, приспособленные для жилья, были красного цвета. Не больше трех улочек из одноэтажных домов: бараки рабочих, хаотичное нагромождение примитивных домиков, наподобие бразильской фавелы, только укрытой снегом. Некоторые ладили жилье из покинутых интервентами временных жилищ. Выглядели они, как коробки из гофрированного железа, укрытые полукруглой крышей. Такие дома называли «чемоданами», что по сути являло собой приспособленные под жилье вагоны паровоза.