У меня так часто бывает – погружаясь в интернет в поисках ответа на какой-нибудь несложный вопрос, я через некоторое время обнаруживаю себя в каком-то совершенно далеком от первоначальной цели месте читающим тему, о которой прежде даже не думал. Обычно меня заносит во что-то очень далекое от кино, но недавно интернет-воронка меня засосала и выбросила в серию статей, где на очень достойном техническом уровне разбирается возможный механизм работы устройства обратного течения времени из фильма Кристофера Нолана "Довод". Но куда больше инверсии меня заинтересовала параллельная этому тема – собственно, сам Алгоритм, срабатывания которого стремились избежать герои. И именно о нем я хотел бы сегодня поразмышлять.
По своей сути, Алгоритм в "Доводе" является классическим Макгаффином – неким ценным предметом, за которым ведут охоту несколько сторон. Как и положено интригующей загадке, о сути Алгоритма мы не знаем практически ничего, а Протагонист вообще до середины фильма считает, что гонится за оружейным плутонием и пытается предотвратить теракт с ядерным взрывом. Затем, однако, выясняется, что пресловутый Алгоритм – это некий механизм, запуск которого не просто разрушит какой-то город или ударит по существенному числу людей. Срабатывание этого устройства до определенной степени обнулит всё, что сотворило человечество – и хорошее, и плохое.
Из разрозненных фактов мы делаем вывод, что в будущем люди научатся управлять течением времени и смогут совершать путешествия в прошлое, пусть и связанные с определенными техническими ограничениями. Кто-то посчитает это возможностью "открутить, как кинопленку", время назад и пустить развитие цивилизации по новому пути – в обход проблем экологического, социального и политического плана, с которыми мы сталкиваемся в нашей сегодняшней реальности. Задумка вроде бы неплохая, но только не для тех, кто живет в действующей модели Вселенной, то есть для нас с вами – нас планируется "стереть". Это "обнуление" и пытается предотвратить главный герой.
Для предотвращения Конца света не обязательно знать, что и каким образом уничтожит мир – достаточно осознания угрозы. Поэтому-то о самом Алгоритме рассказывается крайне скупо и без подробностей, нам и Протагонисту известно лишь то, что изобретен он был через поколения после нашего времени ("generations from now") безымянной женщиной-ученым. Осознав разрушительную силу устройства, изобретательница предпочла разделить механизм на девять частей, отправила их в прошлое в различные тайники, а затем покончила с собой, чтобы никто не мог заставить ее собрать еще один аналогичный. Стремительное (и двунаправленное!) действие сюжета не дает нам времени подумать о том, кто же придумал этот Алгоритм, непосредственно во время просмотра, но сейчас никто не мешает сопоставить имеющиеся крупицы фактов и выдвинуть пяток теорий. Так вперед же в будущее, которое убивает прошлое!
Теория 1. Алгоритм изобрела Барбара
Раз уж в фильме навязчиво упоминается пол изобретателя Алгоритма, начать поиски стоит с того, кто, собственно, первым про этот таинственный механизм и рассказывает. Механику инверсии Протагонисту после вступления в тайную организацию "Довод" раскрывает не то физик-теоретик, не то инженер-механик Барбара –женщина, появление которой не несет никакой иной функции, кроме экспозиционной. Мне отчего-то за Барб немного обидно, поэтому я предлагаю вам подумать о том, а не является ли она той самой изобретательницей Алгоритма.
Судите сами, для стороннего ученого она знает об инверсии и столкновении будущего с прошлым необъяснимо много, ей понятна не только практика, но и теория обратного течения времени. По возрасту существует небольшая натяжка, но если предположить, что в фильме Барбаре около 30, то она вполне могла довести свое изобретение до ума годам к 70-75-ти – вот вам и "несколько поколений". И было бы логично, если бы Барбара из будущего отправила Алгоритм в прошлое самой себе – ведь она должна была знать про "Довод" и про то, что Протагонист и Нил позаботятся о ней, если что. При этом Барб Нолан создает классический временной парадокс – сегодняшняя Барбара не узнала бы об Алгоритме, если бы не прислала его себе из будущего, но и в будущем она бы его не изобрела, если бы не начала изучать уже сегодня.
Теория 2. Алгоритм изобрела Прийя
Кто еще из имеющихся женских персонажей "Довода" мог быть причастен к изобретению Алгоритма? Конечно, Прийя! Как и Барбара, загадочная теневая продавщица оружия и услуг вооруженного сопровождения знает об Алгоритме подозрительно много – каким-то образом ей стало известно не только то, что изобретательница смертельного механизма сделала, но и то, почему она это совершила. Если только создательница Алгоритма не отправила Прийе обстоятельное письмо с подробным описанием всех мотиваций, которые ей двигали, то у меня на вопрос об изобилии знаний индианки есть только один ответ – она сама и есть та изобретательница.
Но как это может быть, ведь по возрасту это невозможно? Штош, мы во вселенной Нолана, поэтому начинайте думать шире, глубже и объемнее! Существует фанатская теория, гласящая, что Прийя на самом деле родилась после событий, показанных в фильме. В будущем она получила образование, взялась за работу над Алгоритмом, создала его, осознала опасность и... отправилась вместе с ним в прошлое (а не покончила с собой, как было рассказано Протагонисту). Согласитесь, подобное сопровождение опасного груза выглядит логичнее тупого заброса частей в неизвестность. И вполне логично, что Прийя обманывает главного героя насчет своей смерти, ведь невежество, по ее собственным словам, их лучшее оружие. Правда, в фильме ничего не говорится об образовании и инженерных навыках Прийи, но это тоже может быть частью ее большой игры.
Теория 3. Алгоритм изобрел основатель "Довода"
Согласен, сохранить к финалу картины остатки критического мышления непросто, поэтому развязка с объяснением Нила о том, откуда берет свои истоки "Довод" может серьезно шокировать. Из рассказа верного соратника Протагониста мы узнаем, что вся проведенная операция – это кампания, тщательно спланированная самим главным героем в будущем и направленная одновременно в двух временных направлениях. Но, то что Протагонист основал "Довод", возможно, является лишь уловкой, которой Нил заставляет главного героя действовать в нужном общему делу направлении. Не исключено, что на самом деле организацию основал кто-то другой, кто-то, кто понимал, что в прошлом потребуется защита для ее опасного изобретения.
Вполне возможно, что Протагонист присутствовал при начальных этапах борьбы с намерениями неких злых сил в будущем радикально изменить прошлое, но мог ли он продумать сложную схему вербовки в прошлом самого себя? Наверное, мог, но гораздо более логичным выглядит сюжет с тем, что "Довод", как защитную для Алгоритма организацию, придумала и выстроила сама изобретательница смертельного оружия. Прежде чем покончить с собой, она могла продумать сложную схему отправки деталей механизма в прошлое, организацию их защиты, постоянную вербовку новых солдат, особые средства связи и взаимодействия для тех, кому предстоит плыть против течения времени. И здесь снова стоит вспомнить слова Прийи об изобретательнице Алгоритма – если она раскаивалась в содеянном, то логично было не просто избавиться от устройства, но организовать защиту от попадания его не в те руки.
Теория 4. Алгоритм – не то, что мы думаем
А теперь давайте посмотрим на сюжет картины совсем с другой стороны. План Сатора (доведенный до него кем-то из будущего) состоит в том, чтобы взорвать заброшенный секретный город Стальск-12 в Сибири, что должно позволить злодеям десятилетия спустя завладеть последней частью Алгоритма и пустить, наконец, это оружие в действие. Уникальность сюжета "Довода" заключается в том, что никто – ни Сатор, ни Нил, ни Протагонист – на самом деле не знает, а действительно ли цепочка прописанных событий приведет к обещанным результатам. Фактически, и героям, и зрителям Кристофер Нолан предлагает поверить в условную конструкцию выдуманного им Конца света. Барбара, объясняя обновленную суть времени Протагонисту, говорит, что по всему миру обнаруживаются инвертированные предметы, "обломки грядущей войны" – а что, если девять частей Алгоритма также являются всего лишь разрозненными обломками? Что если Алгоритм – выдумка, имеющая цель столкнуть Протагониста и Сатора?
Зачем? А давайте включим режим Терминатора – ведь в сети гуляет теория о том, что Кэт – это своеобразная Сара Коннор, а ее сын – соответственно, Джон Коннор, будущий предводитель человечества в борьбе за свое будущее, но не с машинами на этот раз, а со злодеями, мечтающими развернуть время вспять. В таком случае, Протагонист осознанно или вслепую может выполнять функции Кайла Риза – он завербован с целью "разбудить" Кэт, заставить ее противостоять Сатору, положить все силы на сохранение того устройства мира, в котором ее сын вырастет и возглавит грядущее Сопротивление. Алгоритм в этой схеме вообще может быть выдумкой, условностью, которая всего лишь является странным способом отделения Кэтрин Бартон от Андрея Сатора, чтобы мальчик мог исполнить свое предназначение. Алгоритм, в таком случае, по-прежнему остается оружием, но совсем другого рода.
Теория 5. Создатель Алгоритма неважен
Наконец последняя теория – самая простая и от того, скорее всего, самая верная. Всё, что о создательнице Алгоритма в фильме рассказывает Прийя – это, на самом деле, единственная значимая информация. Всё остальное просто неважно и никак не влияет на сюжет и раскрытие персонажей. Алгоритм был изобретен случайным ученым в недалеком будущем, некая изобретательница собрала смертельное устройство, ужаснулась своему достижению, попыталась предотвратить использование его в качестве оружия и покончила с собой, чтобы не собрать механизм вновь. Конец.
Это отлично укладывается в схематичность остальных аспектов сюжета фильма. По сути, "Довод" на две трети состоит из экспозиции, но при этом Кристофер Нолан оставляет за кадром множество существенных деталей, лишающих зрителя возможности составить сколько-то осязаемую картину происходящего. Как на самом деле был основан "Довод"? Чем в прошлом занимался Нил? Кто таинственные заказчики Сатора из будущего? Фильм весь состоит из условностей, допущений и предпосылок, так почему создатель Алгоритма должен или должна быть исключением? Фактически, с данной точки зрения, Алгоритм – всего лишь костыль, на который опирается сюжет, чтобы продвигать персонажей вперед. Грустно, но может быть и так.
Если вы рассчитывали, что я дам вам точный ответ на вопрос, поставленный в заголовке, то извините, этого не будет – я люблю оставлять возможности для самых разных трактовок и последующего "пересмотра дел". Сейчас мне кажется наиболее вероятным отсутствие в точном определении создателя Алгоритма смысла, но возможно (и даже скорее всего) завтра мои взгляды изменятся. Или вообще – я зайду к осмыслению "Довода" с другой стороны и Алгоритм заиграет новыми красками. Не исключаю. Да, и вы меня уже знаете.
А если не знаете, то пробегитесь по каналу, наверняка, что-то из мной написанного вас заинтересует. Тогда – будьте добры заглядывайте к Киноведу в штатском, читайте, смотрите, берегите близких, не болейте, не тратьте время впустую, и...
Увидимся в кино!