Если вы думаете, что в банях заключают договоры лишь мелкие ИП, вы ошибаетесь. Даже Романа Абрамовича видели в столичной бане с деловыми партнерами. Казалось бы, куда крупнее?..
Любопытно, что в других странах, особенно на Западе, «птицы высокого полета» предпочитают менее физически изнуряющие условия для подписания договоров.
Так, СМИ указывают, что примерно каждая 10-я крупная сделка в мире оговаривается и подписывается прямо на поле для гольфа. Стильно, фешенебельно, дорого – и особо напрягаться не надо. Примерился – и тюк клюшкой…
Организаторы турнира по гольфу в России в 2018 г. в интервью делились, что гольф весьма способствует этому. Влияют не только равномерные физические нагрузки (т. е. гольф – это спорт, хотя и не особо выматывающий), но и неформальная атмосфера, и интеллектуальные дозированные нагрузки во время игры, и чувство соперничества.
Косвенным показателем выгодности гольфа как средоточия деловых связей служит тот факт, что это один из самых привлекательных для рекламодателей видов спорта.
Больше всего любителей гольфа и сделок, заключаемых во время игры, – в США (по официальной статистике здесь имеется более 25 млн игроков), 2-е место занимает Япония (порядка 10 млн игроков).
В России гольф и как спорт, и как условия для заключения сделок еще развит гораздо слабее.
В России уже традиционно сложилась другая сфера деловой активности (помимо рабочих кабинетов, конечно) – бани. Причем сауны им в этом плане значительно уступают (при всей их, казалось бы, выросшей популярности в последнее время).
В банях у нас как оговаривают условия предстоящих сделок, так и празднуют уже заключенные сделки. И участвуют в этом представители и мелкого, и среднего, и крупного бизнеса (просто для каждого из них бани – разных классов и стоимости).
На эту нашу национальную традицию уже ориентируются иностранцы.
Так, французский Capital иронично пишет: «Поднимать бокалы для русских – национальный спорт». Далее это издание рекомендует французам, планирующим вести совместный бизнес с россиянами, не игнорировать такие мероприятия, как общие походы в бани, и заранее отводить на это пару лишних дней в графике поездки.
Зря смеетесь. У нас в парилках могут даже новых бизнес-партнеров находить.
Так, в отечественные СМИ время от времени проникают сведения о деловой активности в российских банях:
1) в московских Сандунах не так давно познакомились и вели переговоры один столичный собственник сети салонов красоты, а также владелец автосервисов и автомоек. Как писали СМИ, обсуждения велись «прямо между заходами в парилку». И до сих пор, спустя время, оба предпринимателя поддерживают между собой деловое сотрудничество, в том числе общаясь в тех же Сандунах;
2) в столичных же Варшавских банях периодически вел переговоры для раскрутки своего бизнеса совладелец крупной строительной фирмы Эрнест Рудяк;
3) глава Ratnikov GR Solutions Кирилл Ратников с начала 2010-х гг. частенько приходит в Сандуны для «неформально-делового» общения с топ-менеджерами банков, нефтяниками, владельцами строительного бизнеса, представителями силовых структур. Например, однажды именно в Сандунах нашли участника тендера на строительство одной подмосковной автодороги;
4) были примеры и в советские, и в постсоветские времена. Так, поговаривают, что не обошлось без бань в Беловежской пуще в 1991 г.
Все сказанное лишний раз подталкивает нас считать (или хотя бы подозревать) бани как место бизнес-активности. Впрочем, конкретного числа сделок, проводимых здесь, точно сказать нельзя. Никто, как оказывается, не ведет точной «банно-деловой статистики», как в случае со сделками на поле для гольфа.
Более того, у нас даже по самим баням статистика – самая приблизительная.
Так, «Российская газета» в 2011 г. писала: «Никто толком не знает, сколько сейчас бань в России и каков объем рынка банных услуг». На то время по примерным подсчетам числилось:
1) в Москве – 117 предприятий, имеющих то или иное отношение к баням (но это не считая VIP-вариантов и саун);
2) в Санкт-Петербурге – порядка 1,5 тыс. банных заведений разного формата.
В целом получается, что бани – это не только место легкого пара, но и элитарный деловой клуб.
Жаль только, что конкретной статистики по числу заключаемых здесь сделок у нас нет. Можно лишь предположить, что деловая активность в банях порой может кипеть – во всех смыслах.
В продолжение темы читайте пост «Жириновский и Македонский, Сандуны и баня как единственный (вместе с «излишествами нехорошими») «вид спорта» современных россиян…».