Архитектора Львова многие петербуржцы знают по его знаменитым постройкам:
- Здание Почтамта
- Невские ворота Петропавловской крепости
- Свято-Троицкая церковь в селе Александровском («Кулич и Пасха» на проспекте Обуховской Обороны
- Церковь Святой Екатерины в Мурино
- Усадьба Гавриила Державина и Польский сад при ней (Набережная реки Фонтанки, 118).
О его шедевре – замке Приорат в Гатчине читайте здесь.
Не менее интересны и другие постройки Львова как в Петербурге, так и в Москве, Новгороде и Торжке. Наш современник мало знает об этом архитекторе и удивительном человеке, а о нём стоит рассказать.
Николай Александрович Львов (1753 - 1804), уроженец Торжка Тверской области — один из самых ярких, эрудированных и остроумных людей русского Просвещения, занимался архитектурой, археологией, химией, геологией, механикой, собирал народные песни, создал стихотворный перевод Анакреонтовых песен, был талантливым гравёром и рисовальщиком.
Современники описывали Николая Львова как высокого, красивого, хрупкого и изящного человека с тонкими чертами лица.
Он преуспел везде: от стихов и игры в любительском театре до сложных химических опытов и разработки каменного угля и торфа. За ним прочно закрепилось определение «гений вкуса».
Николай Львов принадлежал к старинному, но небогатому дворянскому роду из Твери. По достижении 16 лет Львов отправился в Санкт-Петербург, где поступил в Преображенский полк. Там он занимался самообразованием, жадно поглощал разнообразные знания, но больше всего его привлекало искусствоведение.
В 1779 году Львов тайно обвенчался с Марией Алексеевной Дьяковой, чьи родные сёстры были замужем за поэтами Державиным и Капнистом. У супругов было два сына и три дочери.
Благодаря уму и обаянию карьера небогатого провинциального дворянина Львова развивалась быстро. После путешествия по Европе он поступил на службу в Коллегию иностранных дел, где познакомился с влиятельнейшим статс-секретарем Екатерины II Безбородко, который станет главным его покровителем. Львов служил по почтовому ведомству и многократно ездил в Европу, собирая коллекции для Безбородко. Эти поездки были исключительно насыщенными; Львов «везде все видел, замечал, записывал, рисовал». В 1783 году Львов был избран в Российскую Академию, с 1785 года был почётным членом Академии художеств.
Разнообразие интересов Львова нашло отражение и в тематике его книг:
- В 1798—1799 гг. нашёл и опубликовал с предисловием две летописи Древней Руси: «Летописец русский от пришествия Рюрика до кончины Иоанна Васильевича» и «Подробная летопись от начала России до Полтавской Баталии: В 4 частях».
- Сборник «Собрание русских народных песен с их голосами» (1790), которому автор предпослал свой трактат «О русском народном пении».
- В 1795 году Львов опубликовал свою работу по отоплению и вентиляции «Русская пиростатика, или употребление испытанных каминов и печей», где описываются испытанные и некоторые изобретённые им усовершенствования отопительных приборов. В 1799 году была опубликована вторая часть, где была предложена конструкция калориферной печи.
(Кстати, он первым в России нашел способы коксования угля, извлечения из него серы и особого дегтя, а также изготовления толя).
- Предполагал выпустить «Словарь художников и художеств», но этот труд не был издан, а рукопись была утрачена.
Кроме того, Львов являлся одним из основоположников пейзажного стиля в русском садоводстве.
Великолепный рисовальщик, он создал проект звезды и знаков ордена Владимира, новых знаков ордена Анны.
Сооружение зданий из земли вызывало интерес в тогдашней Европе, и Львов был первым в России, кто стал его практиковать и продвигать. Высшим архитектурным достижением Львова в области землебита стал Приоратский дворец. Преимущества технологии заключались в дешевизне и простоте использования, ибо строительный материал – суглинок – был под ногами. Кроме того, такие постройки не горели. Примерная технология такова: землю набивали в специальные «станки» - опалубки, прессовали и трамбовали. Для связки между слоями использовали известковый раствор.
Высота зданий, построенных из землебита, не должна была превышать два этажа, а стены для большей устойчивости расширялись книзу.
А ещё Львов был прекрасным помещиком и заботился о своих крепостных. При всей своей востребованности в столице, Львов не забывал и о своих тверских имениях.
Таланты Львова были замечены императором, и летом 1803 года Александр I командировал Львова на Кавказ и в Крым. В последний год своей жизни Львов ездил туда для изучения лечебных вод, а также и с целым рядом других научных и административных задач.
В архитектурном творчестве являлся приверженцем античной классики и итальянского архитектора XVI в. А. Палладио (чьи работы он перевёл и издал трактат «Четыре книги Палладиевой архитектуры»).
А между тем он был самоучкой, и, несмотря на его отличный вкус, архитектура его иногда немного причудлива.
Постройки Львова были столь прекрасны и практичны одновременно, что соседи сначала заказывали их ему, а позже и другие архитекторы стали работать в его вкусе.
К сожалению, множество построек Львова лежат в руинах, другие скоро могут в них превратиться, и лишь немногие находятся в достойном виде.
А ведь он спроектировал и возвёл около 90 сооружений. В их числе соборы и усадебные комплексы в Санкт-Петербургской, Московской, Тверской и Новгородской губерниях.
Вот некоторые из них:
Редко кто из просвещенных дворян русского Просвещения имел столь яркие и разнообразные таланты. Для России Львов является выдающейся фигурой, сравнимой с Леонардо Да Винчи.
Кто после этого поспорит, что "может собственных Платонов и быстрых разумом Невтонов Российская земля рождать"!