Долгое время существовало мнение, что в Смоленске за Днепром находился княжеский охотничий заповедник, где мог быть и загородный княжеский двор с церковью. Считалось, что доказательством тому служит "вотчинный" (дворцовый) тип храма Петра и Павла, в котором под хорами заранее были устроены ниши для погребения членов великокняжеской семьи, а особая молельня на хорах, вероятно, непосредственно связывалась переходом со вторым этажом княжеских хором.
Другие статьи канала (ссылки могут не отображаться, но работают, нажимайте на названия): об истории Горного Алтая, шаманизме и Аркаиме ; о Звенигороде и Новом Иерусалиме ; о Переславле-Залесском и музее паровозов ; о Троице-Сергиевой Лавре и окрестностях
Но вот незадача: сам дворец никак не могли обнаружить, пока в конце 1980-х годов не был задет экскаватором, выворочен и выброшен на поверхность земли большой блок скрытых до той поры в земле руин неизвестного здания. Поскольку блок состоял из плинфы, - узких кирпичей, - скрепленных специальным раствором, археологи начали раскопки и определили, что экскаватор задел остатки гражданской постройки.
Теперь можно считать установленным, что именно сюда князь с семьей переехал в 1150 году, когда полностью передал Соборный холм (детинец) смоленскому епископу. Загородный дворцовый комплекс князя Ростислава имел протяженность с запада на восток около ста метров и состоял из нескольких соединенных между собой переходами зданий, самым восточным из которых являлся храм Петра и Павла, один из трех храмов домонгольского периода, сохранившихся в Смоленске.
В своем первозданном виде церковь Петра и Павла, вероятно, существовала очень недолго: единого проекта пристроек не существовало, поэтому галереи и придел появлялись в разное время, а композиция была ассиметричной. Это, возможно, произошло потому, что церковь Петра и Павла пробыла в составе княжеской резиденции очень недолго: уже в 70-х годах XII века, после строительства Романом Ростиславичем своего собственного дворца старый княжеский комплекс в Заднепровье целиком был передан Петровскому монастырю.
Дальнейшая судьба бывшего княжеского комплекса в Заднепровье не совсем ясна. Скорее всего, он был еще в древности разобран из-за ветхости. Хотя на Сигизмундовой медали 1611 года церковь Петра и Павла изображена уже без окружавших ее ранее предела и галерей, но выглядит она очень ухоженной. Можно думать, что она была отремонтирована в XVI веке. После Смоленской войны 1632 – 1634 годов с запада от храма были выстроены примыкавшие к нему двухэтажные палаты, а сам храм превращен в костел».
Именно это и спасло его от окончательного разрушения. К началу ХХ века храм дошел с такими серьезными переделками, неузнаваемо изменившими его внешний облик, что долго не привлекал внимания ученых, и только в 1960-х годах Петр Барановский вернул храму первоначальный облик.
По В.Маркову
Предыдущие статьи по теме: "Государственные интересы в угоду навязчивой идее", "Могут ли археологи обнаружить в земле борозды", "Другое прочтение легенды", "Одигитрия - это не название", "Каким был Успенский собор Смоленска до взрыва", "Место гибели первого русского святого", "За точность купеческих весов отвечает церковь"