Найти в Дзене
Божественные комедии

"Сита и Рама". 131-133 серии. Снова в путь...

Бхарата просит у Рамы сандалии, намереваясь положить их на трон в знак того, что сам он лишь замещает отсутствующего царя. Разумеется, Рама не откажет брату в столь скромной просьбе. Бхарата счастлив. Теперь он чувствует себя в силах дождаться Раму через четырнадцать лет. Вот только одно условие, дорогой брат: только посмей опоздать из изгнания! Так и знай: вернешься хоть на день позже -- живым меня не застанешь, помру секунда в секунду, как то чудище из "Аленького цветочка"...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В это время Сита беседует в хижине с отцом. Джанаке неловко перед дочерью за то, что своим решением он обрек ее на долгие годы отшельничества. Сита заверяет, что такая жизнь для нее вовсе не наказание. Она не ожидала от него иного решения, и ничуть не огорчена. Он сам привил ей вкус к благочестию, так о чем печалиться?

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Наконец приезжие прощаются и откланиваются. Жальче всех почему-то Урмилу. Даже не Лакшману, у того охота пуще неволи. А ей все это за что? Бхарата шествует впереди, возложив на голову сандалии Рамы и проливая слезы. Когда процессия удаляется, Рама замечает Лакшмане, что надо бы переехать, а то слишком много народу знает теперь, где они. Прав, кстати -- иначе в покое наших отшельников точно не оставят.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

В Айодхье Васиштха замечает Бхарате, что пора бы перестать рыдать. Ты царь. Народ ждет твоих распоряжений... Бхарата в ответ огорошивает честное собрание заявлением, что править он не будет, это выше его сил. Каким лесом идут все его обещания Раме -- поди пойми. В общем, ясно, почему в индийских легендах все самые дельные цари -- демоны. А как праведник -- так ушел отшельничать, или подарил царство мимохожему брахману, или в кости проиграл... Интересно, кроме Джанаки, был у них хоть один праведный правитель, которому не начхать на державу и подданных? Викрамадитья разве что...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Отшельники тем временем идут куда глаза глядят, ища новое место жительства. Чуть не угодили под камнепад. Сита оступилась и, кажется, вывихнула ногу. Дальше Рама несет ее на руках. Местность какая-то неприветливая. Деревья усохшие, кругом валуны, вдали торчит вулкан. Действующий. Странно, Гималаи, конечно, сейсмический район, но вулканов там не водится. Рама усаживает Ситу на камень и пытается перевязать ей ногу. Сита упирается так, что даже Рама слегка фигеет от ее благочестия (по обычаю муж не касается стоп жены). Наконец уговорил. Перевязал. Слава Вишну!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Мандави обнаруживает Бхарату в его покоях, переодетого в монашеское. Тот вновь истерит, что от него один вред. Поэтому он немедля уйдет отшельничать и гори все синим пламенем. Мандави изо всех сил взывает к совести мужа. Тщетно. Шива на Кайласе восхваляет Бхарату показавшего пример идеального слуги... Ась? Серьезно? Забить на все обещания, данные господину -- это быть идеальным слугой? Да, мне точно не понять индусов...

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Рама отправляется на разведку. Лакшмана срывается следом. Сита сидит на камушке в одиночестве (хорошо, что вокруг нет ракшасов, а то кради -- не хочу) когда поодаль раздается плач. За деревом какой-то мальчишка прячется от странной птицы. Птицу, чуть не напавшую на Ситу, подстреливает вовремя прибежавший Рама. Пацан оказывается учеником мудреца Атри из местного ашрама, уничтоженного птицами. Так что путь обретает направление -- надо отвести ребенка к Атри.

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Сестры Ситы втроем пытаются уговорить Бхарату не маяться дурью. Не преуспели. Все-таки подался из дворца, по дороге заглянув в тронный зал предупредить, чтоб здесь его не ждали. Шатругхана перехватывает брата и устраивает ему вполне справедливый нагоняй, напоминая, что цари не принадлежат себе, а Айодхья уже на грани кризиса. И вообще, что ты Раме обещал? Он на тебя надеется!

Кадр из фильма
Кадр из фильма

Тщетно! Бхарата ничего не слышит, и шлет брата лесом вместе с традициями и Айодхьей. Плевать на Айодхью, принц изволят страдать! У него чувство вины. Он виноват во всех бедах. Видимо, недостаточно виноват, надо добавить еще, лишив страну и третьего принца плюс к двоим старшим. Шатругхана замечает, что от чувства вины убежать невозможно, а обещание, данное Раме, следует выполнить. Тут кто-то о стране заботиться обещал, не? Речь младшего принца обрывает появление цариц...