Найти тему

КАМЕНЬ «ЗА ПАЗУХОЙ».

Безоар желудка. (Фото из открытых источников)
Безоар желудка. (Фото из открытых источников)

Если вы сейчас видите этот текст, значит добрый Дзен пропустил интересную информацию, с которой хочу поделиться с читателями. Сегодня посчастливилось, наконец, помочь таки офицеру-подводнику запаса, обратившемуся ко мне за помощью.

Владимир Иванович, так зовут нашего героя, выполнял плановую ЭГДС (эзофаго-гастро-дуодено-скопию), в простанародье «ФГДС», 3 марта сего года. За пол-года до этого он перенес операцию по поводу опухоли почки, а потому был вынужден систематически принимать множество таблеток.

Морской офицер является человеком дисциплинированным, и строго выполнял предписания всех своих врачей, которых у него, как и болячек, было много. И каждый назначил Владимиру Ивановичу кучу всяких препаратов. И Владимир Иванович четко выполнял назначения —

пил все таблетки подряд. В том числе и растительного происхождения. Постепенно стал побаливать желудок, а иногда возникало ощущение, что пища «стоит» в желудке, и тогда приходилось помогать себе с помощью "двух пальцев» ( думаю, каждый знает, что это такое).

Когда конец гастроскопа оказался в желудке, то на видеомониторе был обнаружен массивный безоар — каменистой плотности образование, сформировавшееся в желудке за последние несколько месяцев.

Желудочный камень и таблетка (фото из личного архива)
Желудочный камень и таблетка (фото из личного архива)

Справка: Безоар желудка – инородное тело, формирующееся в желудке при проглатывании некоторых веществ натурального или синтетического происхождения.

Безоар (фото из открытых источников)
Безоар (фото из открытых источников)

Часто проявляется болью в эпигастрии, снижением аппетита, тошнотой, иногда рвотой, а также быстро возникающим чувством насыщения при приеме небольшого количества пищи. Диагностика основывается на данных анамнеза, рентгенографии желудка и гастроскопии.

При инородных телах средней плотности используют эндоскопическое разрушение и извлечение безоаров. В случае неэффективности консервативной терапии проводят хирургическое удаление камня.

Извлеченный из желудка хирургическим путем безоар (фото из открытых источников)
Извлеченный из желудка хирургическим путем безоар (фото из открытых источников)

Желудочные камни возникают редко. Так, на начало 1990-х г.г. было описано порядка 400 случаев болезни. Конкременты могут быть одиночными, достигающими массы до 1 кг, и множественными.

Длительное нахождение безоара приводит к образованию пролежней стенки желудка с образованием изъязвлений. Эрозии, язвы желудка могут привести к перфорации (образованию отверстия) стенки желудка и возникновению перитонита и сепсиса.

Редким осложнением является кишечная непроходимость. При попадании безоарного камня в тонкую кишку и перекрытии просвета кишечника развивается кишечная непроходимость.

Поэтому, при обнаружении безоара, сразу же встает вопрос о определении дальнейшей тактики лечения. При небольших размерах желудочный камень может выйти самостоятельно. Но только не в этом случае.

Безоар желудка Владимира Ивановича достигал размера, извините за сравнение, крупного лимона, и перекрывал весь просвет желудка, периодически становясь «пробкой», не позволяющей плотной пище пройти в следующие отделы желудочно-кишечного тракта.

Безоар Владимира Ивановича
Безоар Владимира Ивановича

Сразу встает вопрос: что делать? Удалять или нет? И ежу понятно — удалять. Вариантов два: делается полостная (через разрез) или лапароскопическая операция (через проколы передней брюшной стенки, если камень небольшой).

Или второй: попытаться разрушить камень внутри желудка во время ФГДС. Идти вторым путем и дольше, и дороже, и труднее. А иногда и опаснее чем обычная операция. Главный плюс варианта с ФГДС — пациент избегает операции на животе и желудке, избегает разрезов.

Это, пожалуй, стоит того, чтобы потерпеть. Владимир Иванович, как человек военный, а потому мужественный, избрал именно этот путь, прекрасно понимая и осознавая вероятность неудач и осложнений. Честь и хвала его терпению!

Фрагмент безоара после первой удачной попытки "распилить" камень
Фрагмент безоара после первой удачной попытки "распилить" камень

Если обычная диагностическая гастроскопия (ФГДС) длится 1,5-3 минуты, то тут ему приходилось каждый раз терпеть 30-40 минут и более . Иногда все мы прерывались на кратковременный отдых, по нескольку раз за сеанс вводя и вынимая аппарат.

Камень оказался гладкий и очень плотный, достать его, учитывая размеры, не представлялось возможным. Путь один - разрушение безоара. Чего только мы не делали, вводили через тонкую иглу в стенку камня жидкости, пытаясь сделать его менее плотным, «щипали» специальными щипцами и захватами.

Главный инструмент — эндоскопическая петля. Введенная в просвет желудка она с помощью ассистента раскрывалась, после чего делались попытки набросить петлю на камень, как лассо на быка.. Если удавалось захватить край камня петлей, то делались попытки «разрезать» его поперек, как колбасу кухонным ножом.

Части разрезанного эндоскопической петлей безоара
Части разрезанного эндоскопической петлей безоара

Что не очень-то получалось — то петля соскальзывала по скользкой плотной поверхности камня, то попросту не могла его рассечь из-за каменистой плотности. В первый день удалось «откусить» четверть камня, а потом эту четвертинку раздробить еще на несколько частей.

Раздробленные фрагменты камня потом благополучно выходили «естественным» путем. Почти каждую неделю Владимир Иванович являлся на очередную «пытку» во время которой мы малоуспешно отгрызали фрагмент за фрагментом.

Пока не оборвалась эндоскопическая петля! Нужных диаметров петель больше не было, были только петли меньшего размера, меньше чем сам камень. Я бросил клич по соседним лечебным учреждениям, но ни у кого такого размера петель, увы, не оказалось.

В здешней городской больнице на последнем безоаре порвали все большие петли, и теперь удаляли желудочные камни исключительно обычным способом — разрезом через живот.

Еще несколько сеансов всеми имевшимися средствами удалось раздробить еще половину камня, но оставшаяся «четвертинка» в виде болванки диаметром около 4 мм, никак более не поддавалась разрушению.

И вот, наконец, друзья-эндоскописты из родного Нижнего Новгорода «подогнали» таки по почте петлю нужного диаметра. Появился шанс окончательно раздробить и удалить этот проклятый камень!

Безоар стал меньше, а потому все чаще перекрывал выходной отдел желудка, вызывая непроходимость желудка. Пациенту приходилось выпивать стакан теплой воды, ложиться на левый бок и массировать живот.

Только так, в таком положении камень под действием силы тяжести отходил от самого узкого отдела желудка.

Настал этот долгожданный день. Новая петля в моих руках. Заходим в желудок, с грустью обнаруживаем, что за почти три недели нашего вынужденного бездействия, камень сам не разрушился и не вышел частями куда надо.

С первой же попытки хватаем его поперек петлей, пытаемся разрезать пополам. Но петля, прорезав камень почти до его середины, как пила в бревне, защемилась в теле камня. И разрезать его никак не получалось (оставшаяся часть камня была слишком плотной).

И обратно снять петлю не было никакой возможности, слишком плотно петля засела в его теле! Мысль вытащить камень через рот наружу быстра была погашена первой же неудачной попыткой: если, хоть и «со скрипом» камень удалось обратно затащить в пищевод, то на уровне горла камень застрял.

Пытаться, усилив тягу, выдернуть камень наружу было очень опасно, так можно порвать пищевод и тем самым убить или покалечить пациента. Камень с застрявшей на нем петлей вновь был сопровожден обратно в желудок.

Такая сложилась ситуация: пациент с камнем и аппаратом в желудке, камень достать не удается. Эндоскоп, с введенной через него петлей с фиксированным к ней камнем, тоже вывести назад уже нельзя. Такая-вот тупиковая ситуация.

Петля вонзилась в "тело" безоара. Не удается ни вытащить камень наружу, ни рассечь его
Петля вонзилась в "тело" безоара. Не удается ни вытащить камень наружу, ни рассечь его

Оставался один единственный выход: приложить максимум усилий и порвать петлю на камне, чтобы освободиться от него как от якоря. Но это только в том случае, если порвется сама рабочая часть петли. А если оборвется тросик петли, фиксированный к рукоятке?

Оставшись без рукоятки, аппарат уже можно потом вывести из желудка, но оставив, увы, в нем петлю вместе с камнем. И тогда был бы уже один исход, перечеркивающий все предыдущие попытки — операция через разрез на животе с извлечением из желудка камня вместе с петлей.

Такая перспектива не радовала никого. Собрав эмоции в кулак, спокойно и без лишних усилий, мы продолжали пытаться «пилить» безоар. При очередной попытке удалось, наконец,«развернуть» камень, и выдернуть-таки из него петлю!

Вспотевшие от напряжения, мы извлекли аппарат из желудка, дали пациенту передохнуть, и, помолясь, вновь приступили к процедуре. На сей раз камень я хватал петлей ближе к краям и, слава Богу, наконец-то удалось разрушить, размолоть на мелкие куски этого черно-зеленого монстра.

Теперь от него осталось множество мелких фрагментов, которые, в скором времени, должны с едой и питьем постепенно выйти из желудка и покинуть организм естественным путем. Ухххх…

От безоара остались мелкие кусочки. Они теперь выйдут из желудка самостоятельно
От безоара остались мелкие кусочки. Они теперь выйдут из желудка самостоятельно

Надо было видеть счастливое лицо Владимира Ивановича (про свое лицо молчу!), чтобы в СМОГ ПОМОЧЬ ЧЕЛОВЕКУ! Что ты не только удалил этот проклятый камень, но и уберег пациента от операционного стола. Понимаешь, что ты не зря столько лет учился (и продолжаешь учиться),

что не зря когда-то решил стать врачом. Это минуты такого кайфа, которые, возможно испытывает альпинист, покоряющий высоты, футболист, забивший победный гол, актер, вызвавший глубокие эмоции у зрителей…

Это радостные минуты, определяющие твою нужность людям, твое предназначение в этом мире (как бы ты не пытался много раз до этого разочароваться в своей профессии).

И в канун Дня медицинского работника хочется пожелать счастья, добра, крепкого здоровья всем медикам, всем тем, кто изо дня в день, ночью и в праздники продолжает выполнять свою нелегкую работу.

И делает это исключительно с мыслями о спасении жизни и здоровья своих пациентов. Таких медиков, уверен, большинство. Им мои искренние поздравления!

 Если вы сейчас видите этот текст, значит добрый Дзен пропустил интересную информацию, с которой хочу поделиться с читателями.-10

P.S. Видеофрагмент финальной части удаления (разрушения) безоара см. на моей странице ("Удаление безоара желудка")