С развалом Союза Советских социалистических сильно желающих быть независимыми стран в железнодорожном пространстве России встал закономерный вопрос: как дальше передвигать бабушек и дедушек с их драгоценной рассадой на дачу? Огромный парк в центральной части России был наполнен "почти новыми" поездами ЭР2 и модификациями, однако нужно было смотреть в будущее, плюс и в настоящем проблем с этим подвижным составом хватало. Вспоминая одни только тамбуры советских собак, не хочется кататься на них.
Катализатором принятия решения о локализации производства на территории нашей любимой страны стала резкая динамика снижения с последующим окончанием производства пригородных поездов на РВЗ (рижский вагоностроительный завод). К счастью вышеупомянутых бабушек и их дедушек, завод-замена уже существовал на базе перепрофилированного в середине 80х годов ДМЗ (Демиховского машиностроительного завода), ибо РВЗ уже тогда перестал справляться с необходимым объемом производства.
Ничего нового придумывать никто не стал. За основу проекта был взят поезд ЭР24, разработка злосчастного РВЗ. На его базе были созданы поезда ЭД2Т, ЭД4 с небольшой разницей во времени. Принципиальных отличий между старыми поездами серии ЭР2Р и поездами серии ЭД начала 90х я не нашел. Основная проблема, решавшаяся в новой линейке - серьезный расход электроэнергии. Он был снижен до 30 процентов. Также была добавлена возможность соединения нескольких одинаковых поездов по системе многих единиц. Не знаю как было за пределами Московского региона, но у нас я применения такой системы так и не увидел (не является истиной в первой инстанции, может и было применение). Также можно долго спорить по поводу новой маски кабины, которая по сути новой-то не особо сильно является. Лично для меня главный прорыв - широкие тамбуры. Благодаря им я готов забыть обо всех минусах этого подвижного состава.
С другой стороны, хоть таких поездов и было построено всего несколько штук, принципиальных отличий от старых консервных банок не было, а сам проект был разработан не в России, именно ЭД4 дал старт успешной серии ЭД4М, производство со временем вышло на необходимый объём, люди не потеряли работу, а рассада до сих ездит на этом поезде по маршруту Икша - Поварово. Еще бы вернули старый оригинальный окрас... но это уже совсем другая история.