О ликвидации троллейбусного движения в Москве говорилось и писалось много. Никто и не верил, что некогда крупнейшая в мире троллейбусная система, один из символов столицы прекратит своё существования. Слухи об этом появились ещё в 2010 году, с приходом мэра Сергея Собянина, однако, в последующие 3 года было куплено более 300 троллейбусов и даже открыта новая линия, а потому закрытия системы никто не ждал. И всё-таки, 2 мая 2016 года, как говорят, случился "первый погром", когда убрали более половины маршрутов из центра Москвы. Затем, 7 июля, второй "погром", когда убрали троллейбусы с Садового кольца. Не помогли ни общественность, ни собранные подписи и развёрнутая кампания по защите троллейбусов от "Городских проектов", ни их ролики, записанные при участии легендарных дикторов - Игоря Кириллова и Анны Шатиловой, ни круглые столы в Мосгордуме, организованные депутатами Шуваловой и Бесединой. Когда в 2016-2017 годах закупили 44 троллейбуса, вроде бы была надежда на частичное сохранение системы, или же когда за весь 2018 год не закрыли ни единого маршрута, тоже шанс был, ведь к слову, каждый год, начиная с 2016 закрывали по 20, а то и 30 маршрутов! Но, 25 августа 2020 года система закрылась...
Что же это, столица осталась совсем без троллейбуса? А вот и нет. На утро, после закрытия движения, появилась информация о том, что "в дань уважения к троллейбусу" организуют "музейный" маршрут. Так оно и произошло.
Давайте же посмотрим, что сегодня из себя представляет некогда крупнейшая троллейбусная система в мире. Но единственный маршрут мы не будем называть "музейным", а почему, узнаете позже.
Маршрут
Сам маршрут "Т" представляет из себя однопутную кольцевую линию, длиной в 3,5 км, имеющей 8 остановок.
Трасса следования такова: Новорязанская улица - Рязанский проезд - Краснопрудная улица - Нижняя Красносельская улица - Спартаковская улица - Новорязанская улица.
Маршрут полностью проходит по территории Центрального административного округа, и следует по двум районам: Красносельскому и Басманному.
Пассажиропоток небольшой, в основном не более 10 человек в салоне. Маршрутом пользуются местные, доставщики и транспортные фанаты. На троллейбусе удобно добираться с Новорязанской улицы до Площади Трёх вокзалов и метро, а от площади Трёх вокзалов (особенно если выходить с Казанского вокзала, ибо в метро спускаться долго, а к трамваю надо пробраться через подземный переход) в район метро Красносельская. По Нижней Красносельской улице маршрут удобен тем, кому надо добраться к Елоховской площади, к слову от которой и до метро "Бауманская" недалеко, или же до всё той же Новорязанской улицы. Любопытно, что маршрут проходит через свой "бывший дом" - 2-ой троллейбусный парк, который ныне используется как стоянка для гниющей техники "Музея Транспорта Москвы".
Интервал движения - 10 минут, режим работы - с 8:30 до 20:00
Самое интересное, что маршрут "Т" обслуживается Филиалом "Восточный" ГУП" Мосгортранс" (бывш. Новокосинский автобусно-троллейбусный парк) расположенный в одноимённом районе за МКАДом. Для этого, троллейбусы ежедневно проделывают путь в 16 км, что больше самого маршрута, более чем в 4 раза! Правда, до парка на "нулевом" маршруте доехать не получится, попутчиков, как раньше не берут. Подобная практика осталась на трамваях.
По некоторым сведениями, есть возможность перевода обслуживания на СВАРЗ. А также, заодно, перспектива продления маршрута.
На маршруте действуют все виды проездных по городу Москва, проезд, как и во всех видах транспорта по "Тройке" - 40 рублей, по "Единому" - 60 рублей.
Подвижной состав
На балансе "Мосгортранс" числится 55 троллейбусов, однако, в данный момент на маршруте "Т" задействовано 4 троллейбуса СВАРЗ-МАЗ 6275 2017 года выпуска, из последней поставки, ранее которые, работали на маршрутах Филиала "Черёмушкинский" (бывш. 8-ой троллейбусный парк).
Изначально, на маршруте планировалось по праздникам выпускать ретро-троллейбусы. 8 марта должен был состояться парад троллейбусов, но куда-то делись все водители, умеющие ездить на той технике, и парада троллейбусов не случилось...
Троллейбус с бортовым номером 9802 выглядит так же и выглядел при работе в 8-ом троллейбусном парке, троллейбусы 9803 и 9804 имеют по бокам надпись "Музейный маршрут", а троллейбус 9805 зимой был украшен и внутри, и снаружи тематически, к зиме. Сейчас же он ездит украшенным по-весенне.
В салонах имеются Qr - коды, с аудио экскурсией по маршруту, который проходит, к слову по местам застроенным в основном, в 19 веке. Ведь здесь, рядом Немецкая слобода, где жил Пётр 1, а то и вовсе 17-18 века. И все его известные Семёновские, Лефортовские, Преображенские полки родом из мест неподалёку.
Вывод
Собственно, почему маршрут не музейный? Смотрите, на нём работают 4 современных троллейбуса, принимают все виды проездных билетов и тарифное меню от общегородского не отличается. Таким образом, в Москве троллейбус всё же сохранился. Кто знает, может он вновь получит развитие?...