В XIII веке разразился нешуточный конфликт между папами римскими и Гогенштауфенами. Одной из вех данной борьбы стала идея отторгнуть от императора Сицилийское королевство и передать его наиболее лояльному папскому престолу правителю. В 1254 году регентом Сицилии стал незаконный сын императора Фридриха II - Манфред. При том, что Иннокентий IV не признал его права на наследство. Пришлось Манфреду доказывать свои права силой оружия, и в битве при Фоджи он разбивает папские войска. Победа позволила Манфреду занять Капую, Неаполь, Аверзу и Бриндизи, а уж после – Сицилию. В 1258 году Манфред становится Сицилийским королем.
Избрав свою резиденцией Палермо, Манфред, несмотря на папское проклятие отлично себя чувствовал, устраивал рауты, встречи художественного кружка и прочей самодеятельности. Новому папе Урбана IV эти посиделки мафредского кружка явно были не по нраву. После долгих поисков и переговоров, у римского папы возник отличный план надежный, как швейцарские часы.
Он пообещал сицилийскую корону Карлу Анжуйскому (брату французского короля Людовика Святого). 28 июня 1265 году Карла официально провозгласили королем Сицилии. И уже к концу года Урбан и Карл смогли собрать требуемую сумму для кампании против Манфреда.
В январе 1266 году набранная армия прибыла в Рим, где Карл был коронован в соборе святого Петра как король Сицилии. Официальные торжества были проведены, потому можно было приступить к решительным действиям. 26 февраля близ Беневанта состоялась битва, в которой Манфред погиб, а его армия была разбросана по всей области. Те, кто сумел собраться под началом племянника Манфреда были разбиты при Тальякоццо 23 августа 1268 года. Племянник Конрадин был позже публично обезглавлен в Неаполе – с благословением папы римского, естественно.
Завоевав себе корону Карл наводнил Сицилию французами, которые мягко говоря не старались к мирному существованию с местными жителями. Сам же Карл готовился к новому завоеванию - в его планы вошло покорение Византийской империи, с благословлением папы римского, опять же. Но, Карл недооценил сицилийцев, посчитав, что местные пастухи и виноделы вряд ли смогут хоть как-то ему навредить.
Первая ошибка Карла Анжуйского стал перенос столицы королевства за пределы острова – помните, что Манфред сам жил в Палермо, Карл посчитал что Неаполь больше ему подходит. Вторая большая ошибка стала раздача сицилийских земель (вместе с крестьянами) французским феодалам, которые придерживались общей политики на острове – местные жители считались людьми чуть ли 3-го сорта.
Нервы у местных были уже на пределе, как заторный котел, который вот-вот взорвется от переизбытка пара.
Когда обижают женщину, настоящий мужчина всегда ее защитит
Восстание вспыхнуло 29 марта 1282 года. Есть несколько версий, что именно стало катализатором для бунта. Первая, самая тиражируемая версия, повествует нам о том, что восстание началось на Пасху 1282 года, в результате случайного события. 29 марта на площади возле Церкви Святого Духа появилась группа французов, пожелавших принять участие в праздновании. Сицилийцы, мягко говоря, встретили сие намерение довольно прохладно. Упрямые французы, хоть и понимали, что им тут не рады, решили все же настоять на том, что они должны принять участие в праздновании Пасхи – по праву хозяев острова. Среди смутьянов был французский королевский сержант Друэ, он заинтересовался одной из находившихся на площади молодых дам. Особо не церемонясь, он выхватил молодую замужнюю женщину из толпы и стал прилюдно домогаться ее.
Как уважающий себя мужчина, ее муж не стал долго смотреть на происходящее, достал нож и заколол иноземного наглеца. Французы бросились на мстителя, но на его сторону встала толпа, вооруженная кинжалами, мечами и прочей убийственной снастью. Как понимаете, схватка была недолгой, все французы отправились на встречу к сержанту Друэ. Сразу же после потасовки зазвонили колокола церкви Святого Духа и других церквей, призывающих христиан к вечерне. Восстание быстро распространилось по всему острову.
Вторая версия немного изменила место дисклокации, но суть осталась та же. По версии Леонардо Бруни, историка XV века – празднество было за городом, а французская стража на воротах ощупывала сицилийцев на наличие оружия, естественно уделяя женщинам больше внимания, чем их мужьям. Это и послужило началом атаки разгневанных мужей на французских солдат, которых забили камнями. А дальше опять колокола и всеобщее восстание по острову.
Но есть и третья версия, на взгляд современных исследователей, самая правдоподобная. Сицилийское восстание не было стихийным событием. Да местные жители были на пределе и им нужен был только повод, чтобы поквитаться с французами. Но такое большое событие надо организовать – стихийный бунт мог закончиться (в конце концов) не самым приятным образом для восставших. Предполагаемый организатор восстания был знатный сицилийский дипломат и врач Джованни да Прочида. Он был наставником молодого Манфреда и после его поражения был изгнан (1270) с острова, с полной конфискацией имущества. Не удивительно, что идеей фикс для Джованни стала мысль о свержении Карла Анжуйского.
Восстание как предполагает слово «вечерня» началось во время ночного богослужения в церкви при Палермском кладбище. Как только в ней были убиты присутствовавшие французы, колокола начали звонит. Заранее оговоренный сигнал послужил началом бунта по всему острову. «Смерть французам» - лозунг восставших. Им не был важен пол, возраст и социальный статус – главное, чтобы французы были убиты. Говорили, что сицилийцы показывали нут и спрашивали, что это. На сицилийском наречие нут назвался «Ciciri» труднопроизносимое слово для француза. Кто ответил оставался жить, кто не смог – убивали на месте.
Мало-мальски оказали сопротивление только в королевском дворце, где французский юстициарий Жан де Сен-Реми смог собрать группу солдат, уцелевших с начала резни. Но и тут восставшие смогли проникнуть во дворец, Раненый Сен-Реми и несколько солдат смогли бежать из королевской резиденции и укрыться в замке Викари. Туда начали стекаться все уцелевшие французы. Вскоре замок был осажден сицилийцами. Французы понимали, что долго сопротивляться им не удастся, начались переговоры. Местные обещали, что французам будет сохранена жизнь, если они сдадут замок и отправятся к побережью, откуда уплывут в Прованс. Французы согласились и открыли ворота замка. Но сицилийцы не стали сдерживать свои обещания и устроили кровавую резню. Никто из французов находившихся в замке не выжил. В течении 6 недель по всей Сицилии проходила зачистка от французского элемента, было убито около 4 000 человек. Только два города отказались от участия в кровавой вакханалии – Клатафими и Сперлинг. В последнем жители не захотели уподобляться язычникам и животным, потому позволили французам бежать в Мессину.
А в Клатафими жители пощадили вице-юстициария Гильома Порселе за его отношение к местным. За время своей службы он снискал уважение у сицилийцев за справедливость и доброжелательность. Данные качества спасли не только Гальома и его семью, но и всех французов данного города.
Карл Анжуйский направил войска на подавление восстания, дополнительно обещая реформирование на территории острова. Но реформы запоздали, а войска встретили отчаянное сопротивление. Поддерживаемые финансами из Византии (чтобы оттянуть планы Карла по вторжению в империю), восставшие заняли оборону по всему острову. Лидеры сицилийцев хорошо понимали, что одним им долго не выстоять против сильного Карла Анжуйского. На голосовании было принято решение предложить сицилийскую корону арагонскому королю Педро III.
Тот согласился и прибыл на остров со своей армией в сентябре 1282 года. За считанные дни он разбил французские войска и короновался 4 сентября 1282 года королем Сицилии Пьетро I. Французы окончательно потеряли остров. Карл Анжуйский так и не смог осуществить свою мечту о создании средиземноморской империи. В 1285 году Карл пытался провести «крестовый поход» против Арагона, но заболел в конце 1284 года и 7 января 1285 года умер.
Сицилия «вздохнула» с облегчением.
Фотоматериалы использованы из свободного доступа системы Яндекс и являются иллюстрацией мыслей автора.
Если понравилась статья ставьте лайк и подписывайтесь на канал.
Внимание! Всем спасибо за внимание!