Всё чаще мы слышим о достижениях в области автомобилестроения и новых источниках энергии, способствующих нашему передвижению. Двигатели внутреннего сгорания обладают не самыми высокими показателями КПД, их конкурентами становятся электродвигатели с более внушительными характеристиками.
- Электродвигатель эффективнее
- Требуется меньше энергии, а значит наши денежные средства будут сэкономлены
- Обслуживание проводится в специализированных центрах
- Углеводородное топливо не сгорает, газы, угрожающие "всемирным потеплением" более не угрожают.
Поток из достоинств. Но каждый пункт вызывает настороженность. В данной статье речь пойдёт об особенностях автомобилей компании Tesla и иных электрокаров.
Заряд батареи и энергия
(В качестве примера Tesla Model 3 Performance)
Впечатляют скоростные характеристики модели. Достижение отметки в 100 км/ч за 3,2 сек. Затраты электроэнергии не так высоки в летний период, но зима в России создаёт свои ограничения. Температура -20 C, заставит владельца использовать печь и затрачивать время на прогрев батареи. Затраты энергии возрастают и возникает разумный вопрос. Где возможно подзарядить транспорт? Существуют специальные станции зарядки Tesla.
На сегодняшний день станции для зарядки батареи автомобилей Tesla находятся на территории Москвы (17 станций), Санкт-Петербурга (2 станции), Борисоглебска и Краснодара (по 1 станции). Таким образом, автомобиль Tesla могут позволить лица, живущие на территории небольшого числа городов? Но даже относительно заряжания батареи не всё однозначно. Существует компания ЛенЭнерго, их станции размещены в Санкт-Петербурге, на начало 2021 года в городе установлено 53 станции. Жители культурного центра России могут свободно пользоваться электроэнергией бесплатно. Даже в домашних условиях возможно восполнение заряда батареи бытовым электрическим током. Следует отметить и тот факт, что процесс подзарядки занимает длительное время, в отличие от заправки автомобилей с ДВС, занимающей несколько минут.
Запас хода и временные затраты.
Запас хода 3 модели Tesla составляет 567 км. Городским жителям автомобиль позволяет передвигаться без подзарядки батареи в течение нескольких дней, таким запасом хода не располагает ни одна машина с ДВС, более того, если провести сравнение удельных материальных затрат на километр , то перед нами предстанет с одной стороны число 0, а с другой - круглая сумма. Электромобиль одерживает победу в данном пункте. Стоит уделить внимание некой "мёртвой зоне", позволим назвать её именно так. Что представляет собой этот искусственный термин? Это не что иное, как время подзарядки. Существуют станции 3 уровней, от наиболее слабой (1), до наиболее современной (3). Время зарядки батареи, в течение которого мы не можем пользоваться транспортом я и назвал "мёртвой зоной". (от нескольких часов - до 3 суток).
Обслуживание.
Во вступлении я уже упоминал о наличии спец. центров обслуживания автомобилей Tesla, безусловно, существует длительный гарантийный период, вне которого ремонт и замена комплектующих требует денежных трат. Центры доступны в большинстве крупных городов. Их список представлен ниже. Данные центры не относятся к официальным, но предоставляют услуги послегарантийного ремонта. Электромобили это новое слово в автомобилестроении, но ситуацию, в которой новое приобретение после разрядки батареи и первой поломке остаётся лишь памятником в гараже - представить трудно.
Экологическая ситуация и электрокары.
Какие ассоциации вызывают электромобили у любознательных читателей? Возможно, я не прав, но до недавнего времени данный вид транспорта вызывал ассоциации с отсутствием вреда для экологической ситуации, полным отсутствием углеродного следа, губительных выбросов в атмосферу. Однако, всё не так безоблачно. Стоит рассказать и о тёмной стороне электроэнергии и литий-ионных батарей. Действительно, сам автомобиль не выделяет в атмосферу губительные для окружающей среды выбросы - он экологичен, но энергия никогда не возникает из ниоткуда, энергия для заряда батареи должна транспортироваться в неких носителях к станции и реализовываться. Откуда транспортируют носители энергии и откуда она возникает? Процессом выработки заняты тепловые станции, где используются нефтепродукты, уголь и торф с целью получения энергии. Значит, углеводородное топливо сгорает? Верно, всё именно так, в этом и кроется тёмная сторона электроэнергии. Воспользуюсь прямым цитированием: "Учёные установили, что на каждый выработанный киловатт-час энергии для электромобилей в воздух выбрасывается до 274 граммов углекислого газа. Для сравнения, на киловатт-час энергии, вырабатываемой при сжигании бензина в двигателях внутреннего сгорания, углекислотный выброс не превышает 180 граммов." (https://www.drive2.ru/b/548104348496822418/) Неоднозначно. Выбросы присутствуют, их количество даже больше, чем при сгорании бензина в ДВС типичного авто. Но сам электромобиль по прежнему экологичен. Теперь о батареях. Батареи представляют собой литий-ионные аккумуляторы, для их производства используется литий, его добыча осуществляется рассольным методом в районах с крупными поверхностными месторождениями. Экологические проблемы создаваемые подобным нельзя назвать мелкими:
- Затраты воды на создание рассольного бассейна необычайно велики (более 2 млн литров на 1 тонну металла Li)
- Первый пункт влечёт за собой осушение больших площадей и опустынивание
- Люди, проживающие близ крупных разрабатываемых месторождений испытывают перебои в подаче воды.
- Опустынивание, следующее из 2 пункта, приводит к уничтожению флоры и фауны.
Небольшое резюме. Меньшее ли зло? Вопрос статистических данных, при рационализации производства и использования ресурсов зло станет меньшим, но не сейчас. В статье мы осветили особенности обслуживания, зарядки батарей, затронули материальный аспект , потенциальный вред окружающей среде от выработки энергии и добычи лития для аккумуляторов. Отношение к электрокарам остаётся вопросом для читателя, я лишь предоставил к прочтению составленную статью.
Спасибо за прочтение статьи.
Будьте здоровы, Hygiena amīca valetudinis !
Источники:
https://vc.ru/u/9795-ruslan-khalikov/141272-skolko-stoit-zaryazhat-tesla-v-rossii
https://www.tesla-club.ru/ru/charge-map/
https://moscowteslaclub.ru/cars/tesla-model-3-performance_7413/
https://rosseti-lenenergo.ru/ev/
https://www.drive2.ru/l/509498296222351552/
https://www.drive2.ru/b/548104348496822418/ (Автор: Владимир Подольский
Генеральный директор)