Найти в Дзене
ФОМ

Россияне начинают меньше экономить и реже жалуются на нехватку денег на выплаты по кредитам

Оглавление

Доля респондентов, которых пандемия вынуждала покупать товары по акциям и скидкам, в мае снизилась до 24% (в октябре 2020 года таких людей было 30%). Откладывающих деньги «на всякий случай» из-за пандемии также стало меньше: здесь снижение с 17 до 13%. Самой распространенной стратегией приспособления к экономическим последствиям пандемии, по данным ФОМа, остается экономия. О сокращении покупок из-за пандемии в мае 2021 года сообщили 26% опрошенных, о необходимости приобретать более дешевые товары – 25%. 12% отложили запланированные крупные траты и до сих пор не смогли их осуществить.

Россияне стали реже сталкиваться с нехваткой денег на выплату кредитов

О наличии кредитов или займов в семье в мае сообщил 41% респондентов. По данным ФОМа, 17% опрошенных тратят на кредитные платежи более половины семейного бюджета. Вместе с тем аналитики компании отмечают, что в ответах на вопрос о частоте столкновения с проблемой нехватки денег на кредитные платежи есть позитивный сдвиг. В феврале о трудностях сообщали 40% заемщиков, в мае – уже 36%. Эксперты считают это достаточно низким показателем: как до пандемии, в феврале 2020 года, так и в августе 2020 года он достигал 43%.

При этом 28% сообщили, что в их семье сейчас нет кредита, но ранее они хотя бы раз его брали. Никогда не имели кредита 30% семей – это минимальное значение с февраля 2018 года, когда показатель достигал 37%. Категорически исключают для себя возможность обращения за кредитом 35% респондентов.

Как определяются и что показывают тренд-индексы

ФОМ начинает серию публикаций с аналитическим обзором динамики восприятия пандемии россиянами, которую отслеживал более шести месяцев при помощи системы тренд-индексов. Тренд-индексы рассчитываются на основании ответов респондентов на несколько блоков вопросов, задающихся еженедельно – с помощью них аналитики компании мониторят изменения мнений респондентов относительно различных аспектов пандемической реальности. Всего они отслеживают 39 тренд-индексов и семь построенных на их основе интегральных индексов: «Эпидемия», «Борьба», «Опасения», «Болезнь», «Последствия», «Меры» и «Забота о Здоровье». В материалах объясняется, как рассчитываются индексы, как они меняются по ходу пандемии и как можно интерпретировать их динамику. Например, можно проследить, как на фоне роста заболеваемости, шокирующих новостей из Индии, увеличившейся интенсивности обсуждений российской третьей волны в медиа, а также тревожных новостей о низких темпах вакцинации в России меняется один из ключевых интегральных индексов – «Эпидемия», и спрогнозировать его динамику при сохранении тренда.

Понравился обзор? Ставьте лайк, делитесь с друзьями и подписывайтесь на канал.

Читайте также:

Потребительские настроения в селах выше, чем в Москве

Рынок грузовых перевозок ждет «уберизация», россиян заставляет экономить не пандемия, а инфляция