Думаю, вам известно, что женщины из знатных родов часто оказывались в монастырях. Особенно – дочери из монарших родов на Руси: ровни в государстве нет, чтобы замуж выйти, а деваться больше некуда. Вот и заключали «брак» с Господом. Простите, если кого-то обидит такая формулировка. Но примерно так все и было. Женщины полностью отдавались служению Богу.
И вам, наверное, известно, что дамы из знатных родов в трудные для страны времена занимались милосердием. Яркий пример – Мария Фёдоровна Романова – супруга Александра Третьего и датская принцесса.
А с кого всё началось? Я про совмещение.
Была в истории одна женщина, которую считают первой сестрой милосердия в России. Известна она под двумя именами:
· инокиня Меланья;
· игуменья Мария.
Есть, конечно, и третье имя – мирское. Вернее, даже несколько имен, потому что эта женщина, о которой я рассказываю, дважды вступала в брак. Сначала она получила фамилию Ласунская, а потом стала Тучковой. Родилась же Маргарита Михайловна под фамилией Нарышкина. Мало кто не слышал эту фамилию. Так ведь?
Корни, детство, юность
Маргарита родилась в семье дворянина и подполковника Михаила Петровича Нарышкина – из того самого древнего рода. Её мамой была княжна Волконская – Варвара Алексеевна. В общем, с фамилиями у родителей всё было очень громко, будто рядом прошел военный оркестр парадным маршем.
Маргарита, естественно, ни в чем не нуждалась, хотя у неё было еще три сестры и два брата. Выделялась, пожалуй, девочка тем, что была тонкой натурой. И чувственной. Она переживала по пустякам, любила музыку и стихи. Маргарита хорошо пела и умела танцевать. Так, по крайней мере, говорили о ней современники.
Отмечу и то, что девочка обладала тонким станом и хорошим ростом. «В модели бы» - так сейчас говорят. Но отмечают, что Маргарита красавицей не была. Черты лица её не привлекали. Впрочем, это не помешало Нарышкиной дважды выйти замуж.
Браки
Е.В. Семенищева в «Московских адресах М.М. Тучковой» пишет, что впервые замуж Маргарита вышла в 18 лет. Её супругом стал отставной прапорщик Ласунский. Самое интересное, что Павел был сыном генерал-поручика Михаила Ласунского. Но батенька ушел в мир иной, а Пал Михалыч, видимо, особыми талантами не обладал. Когда ему предложили в жены Нарышкину, то он сразу согласился, понимая, что это за девушка, какие у неё связи и деньги – приданое. Маргарита тоже не была против выйти замуж за красавца-военного, который хорошо говорил по-французски и был остроумен.
Но надо было понимать, что что-то с Ласунским не так. Он играл, пил, гулял, тратил деньги Маргариты и её родителей. Жена решила оставить мужа. На то, чтобы добиться развода, ей понадобилось 4 года. Зато, старую фамилию вернула и честь тоже.
Второй муж был совершенно другим. С Павлом Ласунским его «роднило» только то, что оба мужчины были очень красивы. Александра Алексеевича Тучкова сравнивали с Аполлоном. Брак складывался прекрасно. Всё испортила война Тучков погиб в Бородинском сражении.
«Бородинская Мадонна»
Так назвал писатель Олег Хофизов Маргариту Тучкову. Женщина, узнав о том, что мужа нет в живых, поехала искать его тело на поле брани. Не нашла. Не представляю, что это было: десятки тысяч тел. И женщина, которая ищет своего любимого.
Тучкова домой вернулась не в себе. Родные думали, что она сойдет с ума. Но Маргарита выстояла. Возможно, помогло то, что нужно было растить любимого сына Николая (Коко) от любимого мужчины Александра.
Впрочем, многое в жизни и в мировоззрении нашей героини поменялось. Она продала драгоценности, в том числе и бриллианты, и решила поставить в память о муже небольшую часовню. Но Господь решил иначе. Император Александр Первый пожертвовал Маргарите 10 тыс. рублей, на которые был воздвигнут Храм Спаса Нерукотворного. Сама Маргарита Михайловна жила в небольшом домике на Бородинском поле.
В середине 20-х годов 19 века Маргарита потеряла всех близких. Ушел из жизни отец, не стало матери. Брата Михаила, который был декабристом, отправили в ссылку в Сибирь. а в 1826 году заболел сын Коко. Доктор осмотрел мальчика и сказал, что угрозы жизни нет. Только вот Николай отчего-то ушел в мир иной.
Тогда она приняла малый постриг, стала инокиней Меланьей и основала Спасско-Бородинский монастырь. Меланья помогала страждущим, вовлекала в добродетель прохожих мирян, была настоящей сестрой милосердия, тем более, что деньги у неё всё-таки водились. Золото, банкноты и монеты не нужны были инокине Меланье, поэтому она тратила их на добрые дела.
В 1840 году инокиня стала игуменьей Марией.
Интересно, что император Николай Первый приезжал в монастырь и был поражен духовной силой Марии. А она простила царя за брата Михаила. И, в общем-то, показала, что хорошо относится к Романовым.
Вот такая была удивительная женщина с очень непростой судьбой. Вспомню одну цитату еще инокини:
«День походит на день: утреня, обедня, потом чай, немного чтения, обед, вечерня, незначащее рукоделье, а после короткой молитвы — ночь, вот вся жизнь. Скучно жить, страшно умереть. Милосердие Господне, Его любовь — вот моё упование, тем и кончу!».