Найти тему

Обзор ФЗ «Об исполнительном производстве» (с изменениями на этот год)

Оглавление

Федеральный закон об исполнительном производстве является важнейшим, одним из основополагающих правовых актов Российской Федерации.
Каждый из нас может по несчастливой случайности попасть в суд, который вынесет определённое решение, обязательное к исполнению. Если вы или ваш противник не будет исполнять это решение, то здесь и начнётся территория действия этого закона.
О том, что такое исполнительное производство, об изменениях в законе и о самом ФЗ вы прочитаете в этой статье. А понятный для простого гражданина язык поможет понять все тонкости юридического документа.


Что такое исполнительное производство?


Исполнительное производство в Российской Федерации — это действия специального органа, в России – Федеральной службы судебных приставов, направленные на принуждение им граждан, групп лиц или организаций к исполнению решений судов и различных актов и листов.
Это целый правовой процесс, со своими субъектами, стадиями и правилами. Стороны правоотношений здесь именуются как «должник» и «взыскатель».
Исполнительное производство непосредственно возложено на судебных приставов-исполнителей, которые и участвуют в этом процессе лично.

К исполнению каких документов могут принуждать приставы-исполнители?

Далеко не каждое решение суда или договор подпадают под ведение Федеральной службы судебных приставов. Начать следует с того, что исполнительное производство может начаться, если по конкретному делу существует исполнительный документ.
Исполнительный документ — это заключение, которое является основанием для начала исполнительного производства. Список таких документов представлен ниже.

Исполнительными документом может стать:

  • Приказ суда;
  • Специальный исполнительный лист, который издаёт арбитражный суд или суд общей юрисдикции, в основе которого лежит определённый судебный акт (решение);
  • Заверенное нотариально решение об уплате алиментов;
  • Удостоверение, вы данное комиссией по трудовым спорам;
  • Акт органа, в который обращаются банки при неуплате им долгов гражданином и при отсутствии на его счёте достаточного количества средств для погашения этой задолженности;
  • Решение суда, вынесенное по административному правонарушению;
    Постановление самого пристава-исполнителя;
  • Иной акт других организаций, который предусмотрен Федеральным законом «Об исполнительном производстве».


Как видно, в список ведения органов принудительного исполнения не входят решения по уголовным делам и иные решения, схожие по своей значимости.


Как приставы принуждают к исполнению судебных решений?

Конечно, приставы-исполнители не имеют никакого права применять к нарушителю силу и иные насильственное действия. Однако установленных законом мер вполне хватает для регулирования различных сложных ситуаций.
Законом точно установлены способы принуждения правонарушителя к выполнению поставленных перед ним требований. Эти меры представлены ниже.

  • Орган исполнительного производства может:
  • Конфисковать имущество, достаточное для погашения задолженности;
  • Выселить должника из жилища, присуждённого взыскателю;
  • Принудительно заселить взыскателя к должнику в схожей ситуации;
  • Изъять у должника имущество, которое судом было передано в собственность взыскателю;
  • Осуществить требуемое решением суда действие от лица должника, за его средства;
  • Применять иные меры, установленные законом.


Как видно из списка, ни о каком заключении под стражу и применении силы речи не идёт. И всё же лучше добросовестно исполнить решение суда, если появляется такая необходимость.


Что такое исполнительский сбор?


Исполнительский сбор с некоторыми оговорками можно назвать своего рода штрафом. Его назначает должнику судебный пристав, если тот не выполняет требования в установленный срок. При наличии уважительной причины неисполнения сбор не взимается.
Размер исполнительского сбора не одинаковый для всех и имеет только нижнюю границу — он может быть не меньше 1000 рублей для физического лица и не менее 10 000 рублей для юридического (организации).
В общем виде сумма сбора это 7% от взыскиваемых средств.
Если же в конкретном исполнительном деле затронут неимущественный вопрос, тогда закон предусматривает фиксированный размер сбора. С индивидуального предпринимателя или физического лица могут взыскать 5000 рублей, а с организации — 10 000 рублей.
Может показаться, что суммы небольшие, однако не стоит забывать, что весь процесс исполнительного разбирательства осуществляется за счёт должника и что помимо исполнительского сбора в одной из групп случаев его ждёт ещё и взыскиваемая сумма.

-2

Основные стадии исполнительного производства, установленные в законе.

Процессу исполнительного производства посвящена 5 глава Федерального закона. Там есть ряд нюансов, однако в настоящей статье будут рассмотрены основные самые распространённые положения.

1. Подача взыскателем заявления. В районное или региональное отделение ФССП обращается взыскатель с документом (решением суда, нотариальным заключением и иным документом, подтверждающим обязанности должника) и заявлением, в котором он предъявляет свои претензии к должнику, приводит всю известную о нём информацию и обязательно ставит свою подпись. После этого судебный пристав-исполнитель составляет исполнительный документ и процесс начинается.

2. Уведомление должника. После составления исполнительного документа должнику предоставляется постановление, в котором описаны все необходимые действия для удовлетворения им иска взыскателя. Сроки исполнения устанавливает судебный пристав.

3. Удовлетворение требований. Если должник имеет желание и возможности мирно завершить процесс, то он вовремя исполняет выдвинутые требования, и тогда исполнительное производство завершается без дальнейшего разбирательства.


Следует отметить, что заявление взыскателя может быть отклонено. Это может произойти в следующих случаях:

  • Нет подписи взыскателя в заявлении или нет самого заявления;
  • Взыскатель обратился не в то отделение;
  • Истечение срока предъявленного документа;
  • Документ, подтверждающий обязанности должника, не вступил в силу.
  • Ряд других причин, установленных законом.
    Структура ФЗ «Об исполнительном производстве».

Федеральный закон, который действует на сегодняшний день, был издан 2 октября 2007 года и вступил в силу с 1 января 2008 года, пришёл на место предыдущего закона от 1997-го года.
Это довольно объёмный документ, который состоит из 19-ти глав и в общей сложности насчитывает 130 статей, в которых детально прописан весь процесс исполнительного производства.
Главы следуют друг за другом в логическом порядке, а вопросы, затронутые в законе от 2007 года делают этот закон исчерпывающим, охватывающим весь спектр процедур исполнительного производства.
Детальное содержание и сам текст закона есть в свободном доступе в сети Интернет. В настоящей статье будут рассмотрены основные моменты и изменения, внесённые в документ.

Зачем закон был принят повторно в 2007 году?

Всё предельно просто. Версия 1997 года была неполной и не охватывала множество актуальных проблем и вопросов.
Так, был устранён ряд неточностей и размытых формулировок. Список существенных изменений представлен ниже:

  • Были определены задачи и принципы исполнительного производства. Как ни странно в предыдущей версии закона такие статьи отсутствовали.
  • Точно установлены юридические лица, которые могут исполнять требования исполнительного документа, но при этом не являются сами органами принудительного исполнения. Среди них местные органы самоуправления, банки, государственные организации.
  • Чётко приведены полномочия руководителей судебных приставов, например, им вменяется право принять решение передать дело об исполнительном производстве в другое отделение, право отменить решение пристава-исполнителя, если оно неправомерно и другие.
  • Усложнён порядок взыскания денежных средств с должника. Теперь пристав и взыскатель должны предъявить не только исполнительный документ, но и специальное заявление, которое должно иметь строгую структуру.
  • Выделена целая глава для рассмотрения вопроса сроков в исполнительном производстве, она располагается под номером 3 и детально поясняет порядок установления сроков и ответственность, наступающую за их несоблюдение.
  • Ограничены полномочия судебных приставов-исполнителей. Они более не могут самостоятельно выносить никакие решения. Теперь каждое их волеизъявление должно быть оформлено как официальное постановление, в которое при обнаружении ошибок в вычисления и других помарок можно вносить поправки.
  • Существенно доработан глава об уведомлениях в исполнительном производстве. Дело в том, что судебные приставы должны оповещать стороны правоотношений об осуществлении тех или иных действий. Они могут действовать без предупреждения только в случаях, требующих немедленного осуществления.


Это далеко не исчерпывающий список изменений, которые появились с принятием закона «Об исполнительном производстве» в 2007 году, однако затронуты одни из самых важных элементов.

Изменения, внесённые в 2019 году.

Несмотря на существенную доработку закона во втором издании, из года в год в него вносятся поправки. 2019 год не стал исключением.
Часто в законы вносятся не существенные поправки на уровне изменения комбинаций практически одних и тех же слов. Дело в том, что в юриспруденции каждое слово имеет важное значение, поэтому обсуждаемый сегодня закон — не исключение.


Существенные изменения, которые были внесены в Федеральный закон «Об исполнительном производстве»:


1. Взысканию не будут подлежать социальные выплаты, в том числе деньги, выделенные пострадавшим от чрезвычайных ситуаций, семьям, лишившимся членов семьи или имущества.
2. Граждане, имеющие деньги, не подлежащие взысканию, обязаны предоставить документ, подтверждающий это.
3. Не подлежащие взысканию средства будут помечаться специальным кодом. Им должен пользоваться и работодатель при начислении таких средств.
4. Судебному приставу предоставляется право запрашивать в банке или налоговом органе абсолютно любые сведения о доходах должника с целью ускорения и облегчения процесса взыскания.
Все эти изменения вступили в силу с первого июня 2020 года.

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» представляет собой детальное руководство по установлению справедливости между должником и взыскателем, помогает реализации судебных решений.
Это массивный целостный документ, в котором практически не осталось белых пятен. Поэтому если вы столкнётесь с подобной жизненной ситуацией, то текст закона скорее всего поможет найти ответы на многие вопросы.

Перехватить денег без процентов можно здесь.