Если человек берет в руки книгу “100 советов начинающему писателю”, то он как минимум мечтает стать писателем, как максимум - им является, но пока не очень преуспел. Поэтому в книге повествование будет строиться не на бытовом уровне, а вокруг искусства письма, как основы профессии, а не простого творчества или хобби. Зачем учиться писать и возможно ли родиться с этим навыком? Невозможно. Просто либо вы учитесь сначала теории, либо погружаетесь в практику и набиваете шишки в процессе. Как и любая профессия - писательство имеет свои законы и нормы. И если вам кажется, что вы уже писатель - но еще не продали ни одной книги, то что-то тут не так, верно? Любая профессия предполагает мастерство, а мастерство - совершенный навык. Чтобы в совершенстве овладеть навыком письма, вам:
Люди, которые будут читать ваши книги - станут вашими главными критиками на протяжении вашей профессиональной карьеры. И вам нужно научиться их уважать настолько, чтобы не тратить их время на чтение откровенной ерунды. Писатель - это человек, который знает что-то такое, чего не знает никто другой. Пока что. Но когда он об этом напишет, об этом узнают все, Поэтому вам необходимо иметь внутри несметные богатства, и бесконечно вынимать их, сокровище за сокровищем, на протяжении всей творческой жизни. Будьте готовы к тому, что ваши откровения оценят не сразу, а популярность может не прийти вообще. Но популярность для писателя не самоцель. Писатель пишет для того, чтобы структурировать собственные мысли, и из нарциссического желания ими поделиться. Писатель хочет, чтобы все знали, какой он умный. И какой богатый у него внутренний мир. Поэтому даже если вы будете иметь всего тысячу преданных читателей, этого будет достаточно, чтобы подкармливать ваше эго. Не обязательно быть автором бестселлера, чтобы стать профессионалом. Можно просто писать в свое удовольствие, совмещая с другой работой или другим видом творчества. Главное, чтобы писательский процесс доставлял вам удовольствие, а результат - удовлетворял. Целью для автора книг является принести в мир идею, которой не было раньше. А уже выстрелит ли она - зависит от того, насколько она актуальна, или же наоборот опережает свое время. Начните писать просто из любви к этой профессии, а дальше как пойдет. И помните, Баха признали только через двести лет после смерти. А чем вы лучше него?
Правило номер один:
Обман восприятия аматора работает таким образом, что прочтя понравившуюся нам книгу, нам кажется, что там творился невероятный экшен. Пытаясь повторить этот эффект в нашей книге, мы рискуем стать “попрыгунчиками”. Когда каждое новое предложение оторвано от предыдущего. Это ошибка. И довольно распространенная. Запомните:
Следует помнить, что резкие скачкообразные переходы в повествовании воспринимаются как непрофессионализм и писательская непригодность.
Такой книге вряд ли поставит высокий рейтинг. Поэтому если вам хочется писать хорошо, то необходимо об этом помнить.
Правило номер два:
Что это за приемы? Таких приемов много. Например, вот один из них:
- Чтобы описать схватку
положительного и отрицательного персонажей, совершенно необязательно пытаться повторить то, что вы увидели в фильмах. В книгах весь экшен описывается условно, тем самым приемом “эмоционального рассказа”. Например:
Художественная литература предполагает некоторую витиеватость. Посему, нельзя ставить слова в том порядке, в котором вы используете их в повседневной речи.Что такое литературная форма построения предложения? Это форма “эмоционального рассказа”. Сухим языком пишется только техническая или научная литература. Художественная литература рассказывается этим самым “эмоциональным языком”, который должен еще и изобиловать красивыми неизбитыми словами. Если говорить об отдельных жанрах, то в жанре научной фантастики это должны быть научные термины, а в жанре любовного романа - поэтические синонимы расхожих слов и выражений.
Давайте рассмотрим пример.
Поэтично, правда? А ведь тут всего лишь написано: “она не любила детей”. Но как? Как описана эта “нелюбовь”! Вот к такому подходу и нужно стремиться. Всегда.
А вот еще один пример:
Еще один пример описания, написанного в форме “эмоционального рассказа”. Помните главную вещь:
Мыслить как ваш герой, чувствовать как он. Ощущать все то, что ощущает он - признаки высокого писательского профессионализма.
Не нужно "рассказывать", т.е. описывать последовательность действий которые совершили герои. Не пишите - рисуйте! Книга - это словесный аналог застывшего холста художника. Она рассказывает историю посредством образов, а не слов.
Давайте рассмотрим пример.
Чему должен научить вас этот отрывок? Тому, что хорошего писателя выдает дотошность. Чем больше "прорисованных" деталей в вашей картине - тем выше оценка читателя и глубже его впечатление. Помните, что ваша книга должна быть в идеале "Сикстинской капеллой", а не акварельным скетчем на листке А4. Обобщив все вышесказанное, можно сказать что хорошая книга всегда гораздо ближе к живописи чем к журналистике или кино. Но есть и исключения из этого правила. Например вся зарубежная фантастика вся сплошь кинематографична. Но это уже совершенно другой уровень - когда твоя книга - готовый материал для экранизации. Поначалу нужно все же учиться “рисовать”, а не “описывать”.
Тут важно понимать что сюжет всегда строится вокруг героя, а не просто как хаотичная последовательность действий и событий в предлагаемых обстоятельствах. Конечная цель: эволюция главных, а иногда и второстепенных персонажей. Давайте прикинем что теоретически может случиться с вашим героем в одних определенных предлагаемых обстоятельствах. На самом деле вариаций не так много. Он может:
Через болезнь хорошо раскрывается моральный аспект: насколько смиренно герой воспринимает свалившееся на него испытание. А ещё болезнь даёт возможность добавить трагизма, и усугубить драматическую линию.
Конечно если речь о главном герое, то умереть он может только в конце. Если речь о второстепенных персонажах - то устранять их по ходу действия, вполне посильная, и даже нужная задача. А ещё с помощью "убийства" второстепенных персонажей, вы можете глубже раскрыть главного: посредством раскрытия его переживаний.
Этот тип происшествия служит сюжету. Он мало раскрывает характер героя, но может добавить адреналина читателю. Подлить масла в огонь, так сказать. А ещё в результате аварии, ваш герой может получить ранение, стать инвалидом, или калекой, и дальнейшее повествование может строиться вокруг того, как он превозмогает собственную физиологическую ущербность.
Это самый стандартный ход, который принято избегать в изысканной литературе и межполовые отношения изображать в любых доступных формах, кроме стандартной влюбленности. Считается, что тема любовных переживаний уже настолько избита, что остаётся лишь переливать из пустого в порожнее. И этот постулат не лишён логики.
Это помогает раскрыть взросление персонажей, показать его способность нести ответственность за себя и за своего ребенка.
Еще один прием, помогающий раскрыть взросление персонажа.
Здесь удобно описывать душевные терзания, муки и в конце повествования например прийти к тому, что все это суета сует
Наверное ключевой сюжетный ход в современной литературе. В двадцатом веке, с началом Голливуда - в драматическом искусстве появляется тенденция делить все на чёрное и белое. Добро и зло описываются в противостоянии вот уже порядка семидесяти лет, и тема до сих пор не исчерпана. Чем это вызвано доподлинно неизвестно, но вполне возможно, что событиями времён второй мировой войны. Когда весь мир сплотился против фашистской напасти. А Гитлер ассоциировался с воплощением чистого "зла".
Если героя арестовывают, то мы добавляем в историю некий надлом. Что-то, что заставляет пожалеть героя, сопереживать ему. Это очень удачный ход, если нужно как-то развить события, а ничего путного не придумывается.
Иными словами с ним должны случаться “происшествия” и “форсмажоры”. Можно выбрать альтернативный вариант и описать скучнейшие бытовые обстоятельства - но это тоже своеобразный художественный прием. Обратного действия. Как например, когда действия целого романа развиваются в одной единственной квартире или даже комнате (
"). Как при этом может эволюционировать герой?
Через какие инструменты классики раскрывают характер героя:
Аматор от профессионала отличается тем, что он плохо знаком с литературными законами и основами существующих жанров. Либо знаком хорошо (если начитан, и имеет свойство к анализу прочитанного), но пока не освоил это. А ещё аматор, как правило, не умеет дать своему произведению хлесткое и ёмкое название. Вы, кстати, знали, что для писателя, название книги - своеобразная индульгенция? Вот я, например, давая название этой книге, сразу сняла с себя всю ответственность - сразу понятно: труд не научный. А может где-то даже написан шутя и играючи. В этом весь смысл названия, или как теперь модно говорить: "тайтла" (ох уж эти англицизмы). Сложный вопрос, о котором вам не терпится поговорить, я знаю: как избежать негативного рейтинга в электронных книжных магазинах? Именно у аматоров, чаще всего, рейтинг - единица, двойка, тройка. А вот у профессионалов не бывает ниже четверки. В чем отличие? Ну, как минимум, в обстоятельности подхода. Профессионал последовательно раскрывает последовательность тем или событий, и даёт исчерпывающие ответы на вопросы читателя. Как знать, какие у читателя вопросы? Здесь начинает работать творческая и профессиональная интуиция. Она есть у каждого, и никогда не молчит. Особенно в период творческого процесса. Но иногда, когда ты ещё неумеха и ничего не знаешь, не хватает мужества к ней прислушаться. Потому что часто этот внутренний голос шепчет: "не пиши это, это брееед". Или: "о боже мой, да тебя же засмеют!". К этому голосу можно и нужно прислушиваться. Но не для того, чтобы все бросить, а для того, чтобы улучшать и совершенствовать мастерство. Писателю нельзя да и в принципе сложно обойтись без здоровой доли перфекционизма. И он может сослужить вам хорошую службу.
Приведу два примера. Оба - моего авторства. Сочинены специально для этого раздела. Это не отрывки из моих книг.
В чем разница? Помимо того, что используется более сложный порядок слов в предложениях второго примера? В первом, автор фонтанирует эмоциями, вместо того, чтобы вызывать эмоции у читателя. Во втором - наоборот, сам спокоен, словно сфинкс - а читателя обуревают страсти. Любое искусство, да и вообще просто профессионализм - о
. Не зря же говорят:
. Им нужно
. То есть полностью его контролировать.
У аматора может быть две кардинально противоположные проблемы.
Я встречала графоманов, которые наворачивают роман за романом, которые при этом просто невозможно читать - там сплошное словоблудие. Но когда я начала заниматься литературой, то столкнулась с другой проблемой: мне было тяжело выдержать дисциплину, которая нужна для того, чтобы осилить большой объем. То есть я отлично себя чувствовала в краткой форме - а вот когда дело доходило до крупной - меня охватывала паника. Я часто резко сокращала первоначально задуманный объем, чтобы лишь бы “дописать”. Потому что \боялась, что в противном случае, не закончу этот опус вообще никогда! Как бороться с графоманией - мне сложно посоветовать. Потому что как известно, она не лечится. А вот с боязнью объемов бороться просто: нарисовать, начертить, написать себе график. Продумать и описать сюжетную линию. И вперед! Попутно зачеркивая пункт за пунктом.
Темы, которые могут вызвать неоднозначную реакцию у читателя, - являются этими самыми писательскими табу. Но не непреложными. Какие именно? Ну, например:
Почему писателю в идеале не стоит их касаться? Помните о том, что вашу книгу будут читать ЛЮДИ, А если она станет успешной и выстрелит, то МНОГО ЛЮДЕЙ! И всем этим людям разом сделать неприятно не позволит вам ни одно себя уважающее издательство. И даже самиздат. Есть конечно сайты, вроде ЛитНет, где даже фанфики в слэштематике можно публиковать - но эти сайты серьезными никак не назовешь. А вот в магазины ваша книга не попадет, если будет оскорблять хоть чьи-то чувства. Теперь поговорим о нецензурной лексике. Хорошо ли, уместно ли? Честно говоря, не очень. Не хорошо. Но часто - уместно. Лирика или триллер - часто не обходятся без крепкого словца. В этом случае спасает маркировка:
Причем бранью редактор назовет даже транслитерированное слово “фак”. Или “херово”. Вам совсем необязательно пользоваться в книге трехэтажным матом, чтобы ее “забанил” редактор.Поэтому будьте внимательны, если публикуете книгу сами, чтобы правильно указать возрастные ограничения и факт применения нецензурной лексики. В целом, эти табу помогают избежать излишней пошлости и тривиальности, а также не дадут вам слишком низко опуститься, так как иногда полет авторской мысли разлетается очень далеко.
Здесь я подробно раскрою суть этих, возможно ещё незнакомых, вам слов. Незнание этих писательских терминов, точное значение которых нужно знать, может сильно затруднить процесс продвижения вашей книги.
Это рисунки, подчинённые сюжету вашей книги. Далеко не каждый жанр предполагает наличие рисованных иллюстраций. К тому же, бытует мнение, что книги "с картинками" - привилегия детей. И все же обратите внимание на данный вид оформления - иногда он способен создать волшебство.
Ну и наконец обложка. Обложка это самое первое и важное, что цепляет глаз человека, рыщущего в интернете в поисках новой интересной книги. Она должна быть яркой и лаконичной одновременно. И желательно уникальной, специально нарисованной, или сфотографированный для вашего литературного детища. Поднапрягитесь и озаботьтесь созданием талантливого каверарта, и продажи вашей книги значительно возрастут.
Если мы говорим о коммерции, как о "специально созданном предмете искусства на продажу", то есть смысл сказать, что такое произведение имеет весьма сомнительную художественную ценность. Ведь только тот самый порыв, осенившая идея, созревшее семя мысли (не путать с вдохновением) - являются единственным мерилом истинного произведения искусства.
А читатель, как и зритель, и слушатель, - не дурак. Когда я училась в музыкальном училище, наш заведующий эстрадным отделением,
говорил: "Помните, ребята! Публика - не дура!". Я запомнила это на всю жизнь. Добавлю от себя, что она ещё и умеет отличать зерна от плевел. Да, часто какой-то попкорн расходится миллионным тиражом, но этот попкорн как правило имеет какое-то важное интересное семя. Поэтому, следует понимать вот что: если вы создали нечто посредственное или поверхностное, ваш читатель всегда это поймет. При чем с первых же страниц. Ввиду этого, следует помнить о том, что своего читателя нужно уважать, и не пичкать его личными фантазиями из жажды наживы. Ведь обмануть вы его точно не сможете.
Каждое литературное произведение должно быть написано высоким литературным языком! Будь то поэзия, или проза, пьеса или роман. То самое удовольствие от чтения, к которому каждый приходит в определенный момент, рождается именно тогда, когда мы озвучиваем внутренним голосом все эти диковинные и интересные словечки. Книги - единственный источник идеальной безусловной грамотности. А еще любая книга, даже художественная - должна информировать о чем-то важном. И являться в некой отдаленной степени своего рода энциклопедией.
Нужно учиться заканчивать, формулировать целую форму. Поначалу, на больших произведениях, это сложно делать, при слишком дальней перспективе. Поэтому настоятельно рекомендую поставить цель: в день писать по небольшому рассказу или миниатюре. Тема - свободная. Форма - тоже. Главное - увлекательно и интересно самому себе. Так чтобы перечитывать и жалеть, что это написали вы, и все здесь можете предвосхитить и знаете наизусть!
В первой части я давала несколько полезных упражнений. В этой же ограничусь советами. Например: пока вы ещё не профи, пишите по больше сказок! Даже если нет вдохновения, просто так! В качестве тренировки!
Это действительно наилучший тренажёр для писателя. Сказки и в целом детская литературы несёт в себе большую ответственность (ведь вы пишете это для детей), и в то же время -
пишутся проще. Полет фантазии в сказке может быть любой. В них нет сложных тем и фактур: эротики, нецензурной лексики, криминала и драмы. А ещё они помогают полюбить литературу. Некоторые остаются на этом этапе - им так комфортно. И они становятся детскими писателями. В любом случае, начинать с детской литературы - это отличная идея. Честное слово.
Антигерой - один из главных персонажей книги. Чаще встречается в криминалистике и фантастике, так как в драме практически все персонажи смешаны и противоречивы. Интересно, что в литературе последних лет, можно создавать такого антигероя, которого читатели начинают любить больше чем его оппонента - главного положительного персонажа. В чем подвох? Подвох в том, что антигерои намного более многогранны и многообразны, чем положительные персонажи. У писателей есть шутка, что антигерой весь такой выпуклый, объемный, а положительный - плоский как селёдка. Смех смехом, но в истинно роскошных книгах интересны оба вида персонажа. Так как упрощать и удешевлять добро - дело не очень-то и почетное. В моей повести "Двенадцатая жертва Вермута Грома" - я создала двух противоположных персонажей, которые вначале вступают в конфликт, но к концу повествования мирятся. Почему? Потому что противоречивость негативных персонажей говорит об их внутренней борьбе. А иногда положительный персонаж понимает, что "плохим" его оппонента делает система, и встаёт на сторону антигероя. Как и произошло в моей повести. В любом случае создавать антигероя всегда интересно. С ним можно ничего не бояться. Сделать его чересчур хорошим или чересчур плохим - у вас все равно не получится. Он будет гармоничен по своей природе, и возможно даже, на определенном этапе, поселится у вас в голове, словно живой. Чем привлекательно создание негативно окрашенного персонажа? В него вы можете слить все те необузданные страсти и пороки, которые ещё не обуздали себе, и тем самым либо успокоить, либо избавиться от них. Но будьте бдительны читатели знают об этом правиле, и будут считать, что вот такой вот вы внутри.
Цитата из вышеописанной повести:
Как видите, главная героиня испытывает восторг от встречи с громом, несмотря на то, что он убийца. Ведь она должна испытывать страх, верно? Но что-то в нем есть такое, на что она летит, словно бабочка на свет.
Это и есть многогранность и та самая пресловутая "выпуклость" классического антигероя.
Вот ещё один пример:
"-
Как видите тут все перемешалось. Главная, и однозначно положительная героиня - жаждет крови, а негативный персонаж, правда после уже одержанной победы, уступает ей оружие, чтобы она совершила правосудие. Что может быть противоречивее? Те книги, те герои, которые заставляют читателя мучиться от невозможности принять чью-то сторону, вызывают у читателя наибольший восторг! И тем самым, это означает, что читатель на самом деле и не хочет принимать чью-то сторону! Ему и так хорошо! Потому не заставляйте ни в коем случае его делать это. Он сам решит, на каком свете ему быть во время чтения. Оставьте, грубо говоря, ему свободу для маневра.
Теперь поговорим о драме. В реальной жизни нет черного и белого. В любом человеке есть и плохое и хорошее. Поэтому изобразить реальность, без прикрас, при этом абсолютизируя образы - у вас не получится.
В пример привожу отрывок из моего произведения “Зеркало Оливера” (оно же:” Сущности Пителлхилла”):
Видите, Оливер решил “поступить подло”. Хотя Оливер является главным положительным персонажем новеллы, ничто человеческое ему не чуждо. Значит и ему иногда свойственны слабости. Вообще мой Оливер получился довольно интересным персонажем. Он в равной мере противоречив, как и положителен. Но по мере необходимости противостоять злым сущностям, в Оливере раскрываются такие качества, как благородство, храбрость и отвага.
Вот еще один пример противоречивого персонажа:
Как видите Мистер Джеймс обладает хорошими и благородными качествами характера, хотя его профессия предполагает цинизм и расчетливость. Таким образом, подытожу - любой персонаж драмы должен иметь немного черного и белого, темного и светлого.
В первой части мы говорили о том, что тайтл книги - своеобразная индульгенция для автора. Я приводила в пример название это о пособия. Мол, какие претензии можно предъявить к книга, которая так называется? Ещё одной такой индульгенций является введение, слово от автора или предисловие. В нем можно настолько подробно изложить суть того, о чем пойдет речь, что первая и главная претензия большинства читателей: "Что это вообще за брееед?" - отпадет сама собой.
Важно! Если ваш герой - положительный и увлекательный, читатель захочет стать таким как он. И в книге должен быть зашит между строк сценарий, как таким стать. Считайте это дополнительным бонусом для читателя в вашей книге.
Книги читают, чтобы расслабиться. Любые. Даже триллеры, или саспенс. Поэтому стиль вашего повествования должен усыплять бдительность традиционно тревожного человека, и успокаивать его внутренние штормы.
Помните о том, что герои в современной литературе - это не чахлые интеллигенты, страдающие и несчастные. Герой двадцать первого века - это человек (или существо) обладающее какой либо суперсилой - земной или неземной. Старайтесь показать на протяжении всей книги, какую трансформацию его способности проходят. Чтобы у читателя сложилось целостное впечатление от героя.
Помните, что только вы знаете, каким ваш герой является на самом деле - и что бы ни домысливал читатель - только вы можете рассказать о нем всю правду.
Разметка текста играет очень важную роль. Она влияет на удобство чтения, а значит и на общее впечатление от книги, которое останется у читателя после прочтения. Форматирование текста - помогает упорядочить ваш литературный контент, а иногда и (в отдельных случаях) - вдохновляет дописать/описать/усилить эффект с помощью дополнительного куска текста.
Форматирование - это важный этап, которым не следует пренебрегать, так как именно структура вашей книги, помогает осилить ее чтение целиком.
Объем книги имеет значение. Как минимум даёт понять, что автор потратил на написание не неделю или десяток дней, а как минимум не один месяц. Отталкивайтесь от того, что в печатном виде роман должен иметь не менее двухсот печатных страниц. А это минимум 200-250 тыс знаков. Старайтесь не заполнять объем ради объема, но и не особо жертвовать им. Автор книги "Пиши и сокращай", этого нашумевшего бестселлера, к сожалению не учла факт того, что большинство писателей не пишут ничего лишнего вообще. Каждое слово, даже в черновике, находится на своем месте. Поэтому постарайтесь придерживаться режима, и пишите хотя бы по одной - две главы в неделю.
Есть известное правило, что книги помогают мысленно путешествовать тем, у кого путешествовать реально нет возможности. Большинство писателей любят переезды. У кого то резиденция в Монако, у кого-то на Юге Италии. А живёт он например в Москве или Минске. Эта склонность позволяет писателю убедительно и натурализованно описывать перемещения героев в пространстве. Таким образом можно сказать, что путешествуя - автор накапливает вдохновение, чтобы помочь потом попутешествовать вам, пусть лишь мысленно или в ваших фантазиях.
Поэтому всегда включайте в вашу книгу как можно больше смен дислокаций. Это подкупает читателя, серьезно.
Снова вернёмся к теме "прорисовки картины". Я уже писала, что в идеале книга должна получиться "Сикстинской капеллой", а не скетчем на листке А4.
И именно прорисовывание деталей - делает вашу книгу монументальнее, чем простые очерки и эссе.
Любая проза - это ритм + структура.
В крупных формах ритм определяется вертикалью. В малых - горизонталью. Ритм - это то, в каком темпе и ритме читает ваше повествование читатель. Если ритм гармоничен и органичен его внутреннему чтецу - то на вашей книге он задержится, и возможно даже дочитает до конца. Ритм должен быть упругим, четким, не должен провисать и спотыкаться. Когда совсем не пишется, можно попробовать сделать рукопись, хотя бы на пару абзацев, потом перенести ее в цифровой вариант и развить.
Книга должна быть интересной с точки зрения литературы. Не хайповой, а искренней. Разной. Хайповость вообще - тяжкий литературный грех. Попытаться вылезти на волне чего-либо - это не очень честно. К тому же, если вы так сделаете, вы заявите о себе как о весьма поверхностном авторе. Все эти книги про Принцессу Диану после ее гибели, о королеве Елизавете и невестке после скандала в Букингемском дворце, о Монике Левински после скандала в Белом Доме - это все "желтая литература".
Нам же с вами следует ставить цель - сделать вклад в мировую литературу, ни больше ни меньше.
Не беритесь за чуждых вам героев, из желания продать книгу подороже. Герой должен быть близок вам как родная мать, или собственный ребенок. Будьте бдительны: многочисленные неудачи на литературном поприще могут заставить вас следовать желанию разжиться наконец-то наличностью, в итоге вы предадите себя, и не сделаете должного вклада в литературу. Вынимайте героев только из личного опыта: пишите их с себя, знакомых, людей, которые вас вдохновляют. Так, и только так можно добиться успеха. Сопереживать вашим героям начнут сразу же, и книга не отпустит читателя ещё долго.
Знаете, как копирайтеры пишут свои тексты? Они ознакамливаются с тематикой, а затем ныряют в интернет, чтобы изучить материалы по теме. Писатель должен поступать также.
Пишете о Марсе? Почитайте научные статьи о красной планете. Пишете о космических полетах? Изучите строение космического корабля. Научная литература может стать неиссякаемым источником вдохновения для автора - глупо пренебрегать такой золотой жилой. К тому же, в процессе чтения статей, у вас будут сразу же рождаться образы и сюжетные повороты, которые до этого вам попросту не приходили в голову!
Идея книги должна вселять энтузиазм и вызывать восторг. А также предвкушение от ее написания, только так книга получится стоящей.
Трансформацию главных героев должно быть легко описать одним словом или фразой: "из принцессы в королеву", "из матроса - в капитаны", "из солдата в генералы", "из менеджера в генерального директора". Это если говорить о современной литературе. Ранее, в годы романтизма, классицизма, литература больше рассказывала о психологической трансформации героев. Но в наш век время ускорилось, и на размусоливание внутренних переживаний часто у писателя нет желания.
Хорошей идеей для любого литературного (да и любого относящегося а искусству) произведения, является привнесение в возвышенные элементы сюжета - другие, приземленные. Например, я свою книгу про Настю Некликину начала с идеи о том, что в будущем наша жизнь превратится в круговорот кликов. Клики станут основной сетевой валютой и главным источником удовольствия юзеров. И уже вокруг этой фабулы выстраивала эволюцию и взаимоотношения героев. Это действительно хороший ход, помогающий писать книгу расслабленно, не находясь постоянно в напряжении, свойственным сценам с возвышенной тематикой.
Второстепенные сюжетные и тематические линии. Чем больше вы вводите второстепенных персонажей, тем интереснее будет читать книгу тому, кто возьмет ее в руки. А с каждым новым витком вашей истории, книга будет набирать "вес". Вам случалось держать в руках книгу объемом 400-500 страниц? Внушительна и убедительна, не правда ли? И вес у нее измеряется не в граммах. По крайней мере я не про нетто или брутто. Я больше про тот титанический труд, который воплотился в печатном экземпляре такого объема.
Книга должна впечатлять не только эмоционально. Она должна даже выглядеть как нечто невероятно сложное и трудоёмкое. Именно это я вкладываю в понятие "вес" книги.
Лучше отложить на время или вовсе отказаться от написания прозы, если у вас есть дела поважнее. Писатель (как и любой творческий человек) пишет, когда не может написать. В сфере искусства любого творца ждёт много подводных камней, и преодолеть их возможно лишь при большой любви к своему делу. Писатели народ сложный, у них вся жизнь сосредоточена внутри, и выходя наружу - они часто чувствуют себя некомфортно. Но если у вас экстравертность зашкаливает, но при этом вы тоже хотите писать - пишите. Главное, не отказывать себе тогда, когда причиной сесть за книгу - является не сиюминутная, а первоочередная ваша потребность.