Давненько у нас не было рубрики "интересные словечки" и новых бизнес-терминов. Помните, мы говорили о кликджекинге, киберсквоттинге, венчурных инвестициях и многом другом. Пришёл черед фандрайзинга.
Что это? Модное словечко? Очередной американизм? И насколько уместно употреблять это понятие для российской бизнес-реальности?
Фандрайзинг (фэндрайзинг, фандрэйзинг, fundraising) - происходит от английских слов "fund" (средства, финансирование) и "raise" (подъём, сбор) - и означает процесс по привлечению внешних, сторонних для компании ресурсов, - как вообще, так и для какой-либо конкретной задачи. В США фандрайзинг - сфера негосударственных некоммерческих организаций. В России он зачастую вообще понимается как благотворительные сборы. Но это не совсем так.
По сути, фандрайзинг мало чем отличается от поиска инвесторов. Главное отличие в целях фандрайзинга: в большинстве случаев, ставятся социальные цели. А инвесторов обычно ищут под коммерческие проекты, при этом цель инвестора - не только вернуть свои вложения, но и получить дивиденды (проценты) или долю в бизнесе. Также в файндрайзинге бывают и другие ресурсы, помимо инвестиционных вложений. Ресурсами в фандразинге могут быть как материальные, так и нематериальные ресурсы: человеческие, маркетинговые (информационные), технические, финансовые, юридические и т. п.
Что касается конкретной деятельности по привлечению ресурсов, - есть даже специальные люди - фандрайзеры, которые осуществляют консультирование и предоставляют услуги по привлечению необходимых ресурсов. Кстати, в качестве одного из эффективных каналов привлечения финансирования зачастую рассматриваются волонтёры - люди, жертвующие своё свободное время или средства для поиска ресурсов.
Википедия делит жертвователей для фандрайзинга на три основные категории: спонсоры, меценаты и доноры.
Спонсор (как физическое, так и юридическое лицо) оказывает возмездную или безвозмездную помощь. Хотя возмездной её вряд ли можно назвать: обычно в качестве "вознаграждения" предполагается распространение информации о спонсоре.
Меценат - всегда только физлицо, которое совершает безвозмездные пожертвования.
Донор - помимо меценатства и спонсорства занимается финансированием грантов на конкурсном основании.
Однако ничто не мешает привлечь к фандрайзингу и инвесторов.
Из видов фандрайзинга отдельно выделяют внешний (когда поиском ресурсов занимается профессиональный фандрайзер или фирма) и внутренний (это когда когда разработку и реализацию поиска финансирования осуществляют сотрудники организации самостоятельно). Есть ещё научный фандрайзинг, финансовый, маркетинговый, событийный и т.д.
Теперь вы имеете общее представление о фандрайзинге. И когда попадёте на очередной благотворительный концерт или обед, помните: вы меценат, и принимаете участие в фандрайзинге!
Успешных вам проектов! Которые растут так, что не требуется ни инвестирование, ни фандрайзинг!