В России, в скором времени, останется только одна авиакомпания, выполняющая регулярные пассажирские рейсы на самолетах Як-42. Последним эксплуатантом советской реактивной авиации будет КрасАвиа, у которой имеется 11 машин этого типа. Другой, крупный эксплуатант, удмуртская Ижавиа, в течение года планирует вывести все самолеты из эксплуатации и заменить их Boeing 737-800. Средний возраст этих самолетов в обеих авиакомпаниях составляет 28 лет: большинство машин было выпущено в конце 1980-х и начале 1990-х годов. В первой половине девяностых массовое производство Як-42 было остановлено, однако у Красавиа есть один самолет даже 2000 года выпуска.
Сам Як-42 выпускался в различных модификациях с 1977 по 2003 годы. В настоящее время Саратовский авиазавод, где и строили эти самолеты, частично снесен, частично превращен в торговый центр, частично перепрофилирован под производство стройматериалов. Рядом с ним стоит единственный в России памятник заводу. Внешне он похож на надгробие с надписью “1931-2012”.
Як-42 был разработан в середине семидесятых годов в качестве замены Ту-134. Правда, его решили сделать трехдвигательным, как Boeing 727 и Ту-154, что уже в те годы считалось достаточно архаичным; однако двигатели впервые в советском авиастроении были турбовентиляторными, то есть, имели большую степень двухконтурности. Степень двухконтурности – это разница в объеме воздуха, проходящего через внешний и внутренний контуры двигателя; у двигателя Д-36, устанавливавшегося на Як-42 это значение составляет 5,34 (для сравнения, у CFM-56 разных модификаций для Airbus A320 и Boeing 737 – от 5,5 до 6, лишь у новейшей серии LEAP для A320neo и B737 MAX от 10 до 11); от степени двухконтурности (грубо) зависит экономичность двигателя.
Массовым, однако, Як-42 так и не стал: было построено всего 183 самолета, в основном во второй половине восьмидесятых. Дело в том, что в 1982 году произошла катастрофа, в ходе которой хвостовой стабилизатор самопроизвольно отклонился на пикирование: примерно как у 737 MAX, только не из-за особенностей работы компьютера, а из-за конструктивного дефекта механизма привода. На два года эксплуатация и производство Як-42 были приостановлены, а после развала СССР по понятным причинам развалилось и производство: после 1993 года выпущено всего несколько самолетов.
Большинство машин было построено в одноклассной компоновке на 120 кресел. В восьмидесятых годах существовали проекты модернизации Як-42: это и уменьшенный двухдвигательный Як-46, и увеличенный двухдвигательный Як-46… В конечном итоге путем глубокой модернизации этой машины получился совсем другой самолет: МС-21.
Красавиа пополнила свой флот “Яками”, получив остававшиеся после закрытия “Саратовских авиалиний” самолеты. Они летают по таким маршрутам, как Уфа-Новый Уренгой, Уфа-Нарьян-Мар, Новокузнецк-Ухта, Красноярск-Хатанга.
В Москве и Московской области этот самолет является довольно таки редким, в то время как в регионах он частый гость. К примеру в Уфе он летает почти каждый день. Красавиа в аэропорту Уфы создало свой хаб.
Еще одним эксплуатантом Як-42Д ранее была авиакомпания Газпромавиа, которая относительно не так давно вывела почти всю отечественную технику из эксплуатации. На данный момент у них остались Як-40, Л410.
Есть несколько фотокарточек яшек зимой, летом, весной.
Смотрите! Какая красота! Ну разве не прекрасно? Ни какой боинг, эйрбас не сравнится с техникой советского времени!
Сколько им еще осталось летать... Время скоротечно.
Спасибо, что дочитали до конца.
текст, частично, позаимствован с сайта https://www.frequentflyers.ru/2019/03/26/izh_42/