Найти тему
podzaboravia

Последний из могикан

В России, в скором времени, останется только одна авиакомпания, выполняющая регулярные пассажирские рейсы на самолетах Як-42. Последним эксплуатантом советской реактивной авиации будет КрасАвиа, у которой имеется 11 машин этого типа. Другой, крупный эксплуатант, удмуртская Ижавиа, в течение года планирует вывести все самолеты из эксплуатации и заменить их Boeing 737-800. Средний возраст этих самолетов в обеих авиакомпаниях составляет 28 лет: большинство машин было выпущено в конце 1980-х и начале 1990-х годов. В первой половине девяностых массовое производство Як-42 было остановлено, однако у Красавиа есть один самолет даже 2000 года выпуска.

Як-42Д Ижавиа заходит на посадку в Уфе
Як-42Д Ижавиа заходит на посадку в Уфе

Сам Як-42 выпускался в различных модификациях с 1977 по 2003 годы. В настоящее время Саратовский авиазавод, где и строили эти самолеты, частично снесен, частично превращен в торговый центр, частично перепрофилирован под производство стройматериалов. Рядом с ним стоит единственный в России памятник заводу. Внешне он похож на надгробие с надписью “1931-2012”.

ЯК-42Д Красавиа
ЯК-42Д Красавиа

Як-42 был разработан в середине семидесятых годов в качестве замены Ту-134. Правда, его решили сделать трехдвигательным, как Boeing 727 и Ту-154, что уже в те годы считалось достаточно архаичным; однако двигатели впервые в советском авиастроении были турбовентиляторными, то есть, имели большую степень двухконтурности. Степень двухконтурности – это разница в объеме воздуха, проходящего через внешний и внутренний контуры двигателя; у двигателя Д-36, устанавливавшегося на Як-42 это значение составляет 5,34 (для сравнения, у CFM-56 разных модификаций для Airbus A320 и Boeing 737 – от 5,5 до 6, лишь у новейшей серии LEAP для A320neo и B737 MAX от 10 до 11); от степени двухконтурности (грубо) зависит экономичность двигателя.

Як-42Д, когда-то летал в саратовских авиалиниях
Як-42Д, когда-то летал в саратовских авиалиниях

Массовым, однако, Як-42 так и не стал: было построено всего 183 самолета, в основном во второй половине восьмидесятых. Дело в том, что в 1982 году произошла катастрофа, в ходе которой хвостовой стабилизатор самопроизвольно отклонился на пикирование: примерно как у 737 MAX, только не из-за особенностей работы компьютера, а из-за конструктивного дефекта механизма привода. На два года эксплуатация и производство Як-42 были приостановлены, а после развала СССР по понятным причинам развалилось и производство: после 1993 года выпущено всего несколько самолетов.

Як-42Д ЮТэйр (ранее летал в Ижавиа)
Як-42Д ЮТэйр (ранее летал в Ижавиа)

Большинство машин было построено в одноклассной компоновке на 120 кресел. В восьмидесятых годах существовали проекты модернизации Як-42: это и уменьшенный двухдвигательный Як-46, и увеличенный двухдвигательный Як-46… В конечном итоге путем глубокой модернизации этой машины получился совсем другой самолет: МС-21.

Красавиа пополнила свой флот “Яками”, получив остававшиеся после закрытия “Саратовских авиалиний” самолеты. Они летают по таким маршрутам, как Уфа-Новый Уренгой, Уфа-Нарьян-Мар, Новокузнецк-Ухта, Красноярск-Хатанга.

Як-42Д одна из самых красивых ливрей
Як-42Д одна из самых красивых ливрей

В Москве и Московской области этот самолет является довольно таки редким, в то время как в регионах он частый гость. К примеру в Уфе он летает почти каждый день. Красавиа в аэропорту Уфы создало свой хаб.

Як-42Д Красавиа
Як-42Д Красавиа

Еще одним эксплуатантом Як-42Д ранее была авиакомпания Газпромавиа, которая относительно не так давно вывела почти всю отечественную технику из эксплуатации. На данный момент у них остались Як-40, Л410.

Як-42Д в ливрее авиакомпании Газпромавиа
Як-42Д в ливрее авиакомпании Газпромавиа

Есть несколько фотокарточек яшек зимой, летом, весной.

Где еще можно увидеть такую картину?
Где еще можно увидеть такую картину?

Смотрите! Какая красота! Ну разве не прекрасно? Ни какой боинг, эйрбас не сравнится с техникой советского времени!

В кадре ни одного зарубежного самолета
В кадре ни одного зарубежного самолета

Сколько им еще осталось летать... Время скоротечно.

Спасибо, что дочитали до конца.

текст, частично, позаимствован с сайта https://www.frequentflyers.ru/2019/03/26/izh_42/