Найти тему

Три главных слова – Удостоверение тракториста-машиниста. Маразм, демпинг, торговля корочками.

Поскольку канал здесь личный, то могу позволить себе быть максимально неполиткорректным и максимально честно рассказать, почему система подготовки операторов спецтехники в России – беспросветное и неэффективное дно.

В России, чтобы работать оператором спецтехники нужно выучиться, сдать экзамен в Гостехнадзоре и получить удостоверение тракториста-машиниста.

У него есть несколько категорий:

АI – внедорожные мототранспортные средства (квадроциклы, снегоходы)

АII – по сути аналог водительских В, только для больших вездеходов

AIII – карьерные самосвалы, по сути, аналог водительского С, но для грубо говоря, БелАЗов

АIV – по сути аналог водительского D

В – гусеничные и колесные самоходки с мощностью двигателя от 4 до 25,7 кВт

С – колесные с двигателем от 25,7 до 110,3 кВт

D – колесные, с двигателем свыше 110,3 кВт

Е – гусеничные, с двигателем свыше 25,7 кВт

F – сельскохозяйственные машины (комбайны)

Но так как например гусеничный трактор, бульдозер и экскаватор это ну прям совсем разные машины, то еще есть отметка о профессии, например «тракторист-машинист», «машинист экскаватора», «машинист бульдозера»

-2

Вот тут-то собака и порылась!

Дело в том, что экзамен абсолютно унифицирован для всех профессий. Подавляющее большинство сдают его для категории В - на мини-тракторе типа Т-25, для категории С на МТЗ, для D на подобии «Кировца», для F на чем-то вроде ДТ-75.

Ну а билеты – это вообще песня (мало того, что их составлял какой-то больной ублюдок, так они еще и все по сельхозным тракторам).

Практический экзамен – это проверка вождения, несколько упражнений, которые через пару часов подготовки худо-бедно сделает ЛЮБАЯ ОБЕЗЬЯНА.

Но секундочку, самое сложное, опасное и интересное начинается не в вождении, а в работе блин навесным. Как после подготовки на ДТ-75 разворачиваться на экскаваторе с использованием ковша? Как подниматься на нем на полку или спускаться в котлован, опять же используя ковш?!

Как учебные центры используют гостехнадзоровский маразм, и чем это грозит собственнику бизнеса

-3

Описать это все можно одним словом – демпинг.

Как выглядит обучение на удостоверение тракториста-машиниста изнутри.

Вот вы приходите в учебный центр и в лучшем случае садитесь за парты и начинаете… РАЗБИРАТЬ ЭКЗАМЕНАЦИОННЫЕ БИЛЕТЫ!!! Экзаменационные билеты, которые составлял идиот, которые составлены по сельскохозяйственным тракторам на 90 процентов, в которых из 45 билетов на категорию только процентов 30 уникальных вопросов. Ты пришел учиться например на экскаватор, а разбираешь вопросы по сцепке и агрегатированию с прицепом, где здравый смысл?

Никакого устройства машины, никаких принципов эффективной работы – НИЧЕГО!

Затем практика. Тут вообще огонь, когда группу отправляют на практику на час – два, человек этак 5-10. И после этого уже на экзамен.

В самом лучшем случае, будет час практики на человека.

И да, это одинаково как для частных, так и для государственных учебных центров, не обманывайтесь, у них это выведено во внебюджет.

Таких центров много, в каждом городе по нескольку, обычно там учат всякой охране труда и промбезопасности, и те же самые люди будут учить вас, ой нет, разбирать с вами билеты по самоходным машинам. Учебный центр сам по себе это не более чем узаконенная торговля удостоверениями.

От этого низкая цена, что-то в пределах 8-10 тысяч рублей, потому что содержание техники стоит денег, субаренда стоит денег, солярка стоит денег, ТО стоит денег, хороший технический тренер тоже вашу мать стоит денег (поэтому справляются теми, кто живую технику видел только на картинках, уж сколько таких мастеров, которые блин правильно тронуться и затормозить на погрузчике с Torqflow не могут, вообще не понимают, нахрена автоматической трансмиссии еще одна педаль, чему они могут научить?)

Со стороны собственника бизнеса ситуация выглядит так: к тебе приходит на работу человек, у него есть нужное удостоверение, но он НИЧЕГО НЕ УМЕЕТ, вы его садите за машину, которая стоит минимум полтора-два миллиона, и он эту машину убивает, машина ремонтируется, простаивает, не приносит денег, лизинг в это время исправно платится, а зарплату этот человек тоже регулярно получает. Интересно – нет.

Взгляд со стороны работника.

К нам однажды пришел человек, сам по себе, отучившийся от центра занятости, получивший удостоверение, но на работу его не брали, потому что собственники тоже не дураки, многие понимают, что к чему, и перед приемом на работу устраивают человеку несложное тестовое задание: сделал – принят, не сделал – до свидания.

Он не мог выполнить реальное тестовое задание на погрузчике, задача была в том, чтобы подготовить его именно к работе, платил он сам, по часам аренды полигона, техники и меня.

В итоге, ему пришлось объяснять про погрузчик самые основные моменты, потому что в учебном центре этого не было, отрабатывать реальную работу. В итоге он заплатил нам больше, чем если бы изначально пришел сюда учиться. Но это ответственный человек, многие же ищут где дешевле и на этом прогорают.

Кроме того, оператор – материально ответственное лицо, любые порчи техники или груза по его вине стоят ему денег и ой каких немалых, одна ошибка легко может стоить года работы бесплатно.

Как учиться так чтобы научиться?

Выбирайте правильное место для обучения, учебный центр сам по себе почти в ста процентах случаев – днище, торгующее корочками, идите туда, где реально заинтересованы в беспроблемной и эффективной эксплуатации техники: в центры обучения дилеров техники, арендных компаний, сервисных служб. Просто потому что они сделали эти центры, чтобы необученные обезьяны не ухайдокали их технику и потом не нужно было долго и упорно разбираться с клиентами (как раз в таком я кстати и работаю), да, это будет дороже (в два, в три раза), но выпускники выходят оттуда хотя бы с базовыми знаниями, умениями и причинно-следственными связями в голове.

Запомните, дешевое хорошим не бывает.

Собственником бизнеса очень бы рекомендовал сторонний аудит своей техники, операторов, эффективности процессов.

Я встречал ситуации, когда 40 машин работали там, где реально было нужно четыре (В ДЕСЯТЬ РАЗ МЕНЬШЕ!). Карщики спали на работе и сбегали через дырку в заборе, получая зарплату, машины просили ТО и ремонтов, служба механиков пилила на этом деньги. Собственник терял в месяц по 5 миллионов.

А по итогам аудита, провести внутреннее обучение силами хорошего технического тренера и закрыть все выявленные дырки, а еще лучше, освежать знания каждый год, сделать учебные материалы, желательно в форме видео и даже своими силами периодически устраивать операторам экзамен. Поверьте, это будет стоить вам в десятки, а то и в сотни раз меньше, чем вы теряете сейчас.

Кстати, в выходные подготовлю материал о женщинах и спецтехнике, на основании исключительно собственного опыта. Горячие фото и видео будут!